Stereo и Mid-Side эквализация синт-партий в треке

Stereo и Mid/Side эквализация — продвинутый инструмент саунд-дизайна и сведения. Широта, глубина, стерео, многослойность — это все про это.

Автор оригинального трека — Astronaut Ape (Microcosmos, SPb)

Меня зацепил трек Олега, и я делаю на него ремикс, часть которого можно услышать в конце урока.

 

Мид сайд эквализация – это относительно новый инструмент сведения. Он существовал и применялся во времена железных обработок, но тогда процесс был сопряжен с массой трудностей: нужно было иметь минимум два абсолютно одинаковых железных эквалайзера, чтобы не получить фазовых искажений, и изрядно потрудиться над правильным разделением и суммированием сигналов из пульта в пульт. Само собой, недоступность приема была обусловлена и высокой ценой техники.

https://zwook.ru/uploads/common/head.png

По-настоящему доступной mid side эквализация стала только с появлением программных звуковых станций и VST-плагинов. Сегодня существуют платные и бесплатные реализации этого принципа эквализации.

 

Суть приёма заключается в возможности обрабатывать по отдельности моно и стерео часть сигнала. Мид – это центральная или middle-составляющая сигнала, а сайд (side) – его стороны. Центр является мнимым источником звука, обусловленным психоакустикой: когда в левом и правом канале одновременно воспроизводится одинаковый сигнал, совпадающий по фазе и частоте, он складывается в новый источник звука и кажется, будто бы между стерео-излучателями появился еще один, третий, канал.


Наиболее явно этот эффект заметен в наушниках. В комнате же псевдоцентр может плавать или вовсе прилипать к излучателям из-за особенностей акустики помещения, суммирования ранних и поздних отражений от стен.

В сведении микса данный тип эквализации полезен тем, что позволяет очень точечно выделить нужный инструмент, никак не воздействуя на остальные. При этом можно с большей точностью размещать звук в пространстве, например, просто развести два конфликтующих по разным сторонам мид-сайда или обрезать у инструментов, которые должны быть в центре, лишнее стерео и тем самым избежать фазовых искажений.

Преимущества mid/side обработки можно применить и к пресловутому конфликту баса и бочки, срезав у низкочасточного пэда, кика, и снейра диапазон ниже 200-250 Гц из side-составляющей:



Частота среза может быть ниже, но вплотную подбираться к 80-100 Гц нельзя. Экспериментально доказано, что начиная со 100 Гц бас начинает локализоваться в пространстве, источник звучания начинает определяться. Соответственно, размещать его по сторонам категорически нельзя.

 

Этим простым действием можно одновременно очистить и оживить микс: НЧ-составляющая басовых инструментов, как и положено, будет звучать по центру, а СЧ и ВЧ по сторонам.

 

Для высоко- и среднечастотных инструментов часто применяется «зеркальный» мид-сайд. Пропорционально повышается уровень стерео-составляющей и уменьшается моно на частоте, которая является доминирующей. Как правило, берется узкая частота с фильтром типа Bell или Resonate.



При зеркальной обработке важно использовать параметрический эквалайзер и вручную вбивать частоту, ширину полосы, добротность, и уровень усиления/ослабления. Визуальная настройка опасна тем, что малейший сдвиг 1 Гц даст фазовое искажение и в дальнейшем справиться с ним будет трудно.

 

Поиск «правильных» частот для той или иной партии, а также степень их эквализации, определяется исключительно на слух. К обработке нужно относиться максимально творчески и поменьше ориентироваться на спектрограмму – она не является абсолютом и учесть всех технических нюансов все-равно не получится.

 

Конечная цель мид сайда в контексте сведения – сделать микс чище, добиться широкого звучания, добавить инструментам глубины и многослойности. Можно как угодно экспериментировать с уровнем среза и смещением фазы, если итоговое звучание покажется звукорежиссеру приемлемым. Возможные искажения фазы могут звучать по-своему красиво и в конечном итоге сойти за художественный прием.

 

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено