Помогаем с выпуском на лейблах
смотреть список
Сведение Электроники
  1. Введение в курс "Сведение Электроники"4 мин
  2. Сведение и мастеринг3 мин
  3. 4-х мерное сведение из курса "Сведение электроники"4 мин
  4. Немного о звукозаписи8 мин
  5. Как получить максимум от курса по сведению5 мин
  6. Зона комфорта6 мин
  7. Подготовка к сведению. Первые действия8 мин
  8. Сведение: template-проекты4 мин
  9. Сведение: перепросмотр6 мин
  10. Итоги главы 2 курса "Сведение Электроники"1 мин
  11. Громкость: начало3 мин
  12. Уровень мастер-канала3 мин
  13. Построение первичного баланса19 мин
  14. Построение первичного баланса (проверка)3 мин
  15. Построение баланса через розовый шум12 мин
  16. Итоги главы "Работа с громкостью"2 мин
  17. Панорамирование: начало10 мин
  18. Настройка панорамы11 мин
  19. Mid/Side составляющие3 мин
  20. Фаза в панорамировании7 мин
  21. Панорама синтезаторов5 мин
  22. Панорамирование пэдов и текстур3 мин
  23. Панорамирование перкуссии5 мин
  24. Эксперименты с панорамой4 мин
  25. Итоги главы "Панорамирование"2 мин
  26. Вертикаль: эквализация2 мин
  27. Эквалайзеры для сведения2 мин
  28. Частотные диапазоны и их особенности8 мин
  29. Упражнение на тренировку слуха5 мин
  30. Типы фильтров6 мин
  31. Обязательная фильтрация9 мин
  32. Советы по эквализации6 мин
  33. Маскировка и эквализация3 мин
  34. Относительная эквализация4 мин
  35. Эквализация бочки и баса9 мин
  36. Эквализация лид-партий7 мин
  37. Помещение в микс с помощью band-pass фильтра2 мин
  38. Эквализация тарелок2 мин
  39. Внедрение элементов в сложный микс3 мин
  40. Борьба с резонансными частотами3 мин
  41. Выделение "вкусных" частот6 мин
  42. Итоги главы "Эквализация"2 мин
  43. Компрессор в сведении9 мин
  44. Понимание компрессии7 мин
  45. Основные параметры компрессора14 мин
  46. Простой способ научиться работать с компрессорами11 мин
  47. Компрессия: работа с трансиентами5 мин
  48. Пример: компрессия баса6 мин
  49. Пример: компрессия лидов2 мин
  50. Компрессия подгруппы7 мин
  51. Side-chain компрессия9 мин
  52. Итоги главы "Компрессия"3 мин
  53. Помещаем звук в пространство4 мин
  54. Понимание реверберации. Основные параметры8 мин
  55. Send/Return обработка28 мин
  56. Реверберация: работа с планами13 мин
  57. Реверберация и панорама2 мин
  58. Реверберация и эквализация2 мин
  59. Итоги главы "Пространство: реверберация"2 мин
  60. Мертвый и живой миксы5 мин
  61. Способы оживления микса7 мин
  62. Динамика громкости12 мин
  63. Эквализация в движении18 мин
  64. Динамика объема6 мин
  65. Динамика панорамы4 мин
  66. Групповая обработка12 мин
  67. Утомляемость слуха и субъективное восприятие7 мин
  68. Пусть послушают другие2 мин
  69. Создание универсального звучания12 мин
  70. Сравнение с эталоном6 мин
  71. Хитрая проверка микса7 мин
  72. Рекомендованные материалы2 мин
  73. Напутствие1 мин
  74. Благодарности9 мин
Сведение Электроники
  1. Введение в курс "Сведение Электроники"4 мин
  2. Сведение и мастеринг3 мин
  3. 4-х мерное сведение из курса "Сведение электроники"4 мин
  4. Немного о звукозаписи8 мин
  5. Как получить максимум от курса по сведению5 мин
  6. Зона комфорта6 мин
  7. Подготовка к сведению. Первые действия8 мин
  8. Сведение: template-проекты4 мин
  9. Сведение: перепросмотр6 мин
  10. Итоги главы 2 курса "Сведение Электроники"1 мин
  11. Громкость: начало3 мин
  12. Уровень мастер-канала3 мин
  13. Построение первичного баланса19 мин
  14. Построение первичного баланса (проверка)3 мин
  15. Построение баланса через розовый шум12 мин
  16. Итоги главы "Работа с громкостью"2 мин
  17. Панорамирование: начало10 мин
  18. Настройка панорамы11 мин
  19. Mid/Side составляющие3 мин
  20. Фаза в панорамировании7 мин
  21. Панорама синтезаторов5 мин
  22. Панорамирование пэдов и текстур3 мин
  23. Панорамирование перкуссии5 мин
  24. Эксперименты с панорамой4 мин
  25. Итоги главы "Панорамирование"2 мин
  26. Вертикаль: эквализация2 мин
  27. Эквалайзеры для сведения2 мин
  28. Частотные диапазоны и их особенности8 мин
  29. Упражнение на тренировку слуха5 мин
  30. Типы фильтров6 мин
  31. Обязательная фильтрация9 мин
  32. Советы по эквализации6 мин
  33. Маскировка и эквализация3 мин
  34. Относительная эквализация4 мин
  35. Эквализация бочки и баса9 мин
  36. Эквализация лид-партий7 мин
  37. Помещение в микс с помощью band-pass фильтра2 мин
  38. Эквализация тарелок2 мин
  39. Внедрение элементов в сложный микс3 мин
  40. Борьба с резонансными частотами3 мин
  41. Выделение "вкусных" частот6 мин
  42. Итоги главы "Эквализация"2 мин
  43. Компрессор в сведении9 мин
  44. Понимание компрессии7 мин
  45. Основные параметры компрессора14 мин
  46. Простой способ научиться работать с компрессорами11 мин
  47. Компрессия: работа с трансиентами5 мин
  48. Пример: компрессия баса6 мин
  49. Пример: компрессия лидов2 мин
  50. Компрессия подгруппы7 мин
  51. Side-chain компрессия9 мин
  52. Итоги главы "Компрессия"3 мин
  53. Помещаем звук в пространство4 мин
  54. Понимание реверберации. Основные параметры8 мин
  55. Send/Return обработка28 мин
  56. Реверберация: работа с планами13 мин
  57. Реверберация и панорама2 мин
  58. Реверберация и эквализация2 мин
  59. Итоги главы "Пространство: реверберация"2 мин
  60. Мертвый и живой миксы5 мин
  61. Способы оживления микса7 мин
  62. Динамика громкости12 мин
  63. Эквализация в движении18 мин
  64. Динамика объема6 мин
  65. Динамика панорамы4 мин
  66. Групповая обработка12 мин
  67. Утомляемость слуха и субъективное восприятие7 мин
  68. Пусть послушают другие2 мин
  69. Создание универсального звучания12 мин
  70. Сравнение с эталоном6 мин
  71. Хитрая проверка микса7 мин
  72. Рекомендованные материалы2 мин
  73. Напутствие1 мин
  74. Благодарности9 мин

Эквализация бочки и баса

Прямо сейчас прокачиваем навыки сведения.
За месяц научим делать классный звук независимо от жанра.
Узнай подробности и присоединяйся!

 

Эквализация баса и бочки в электронной музыке - один из важнейших моментов в сведении трека. Если у вас не будут хорошо звучать бас и бочка, то не будет звучать и весь трек. В этом уроке мы рассмотрим динамическую обработку баса и бочки при сведении, чтобы они частотно не конфликтовали друг с другом, и как с этим разобраться при помощи эквалайзера. Также как найти эти проблемные частоты, как обработывать бас-бочку и как при эквализации бочки наполнить ее плотностью.

В этом уроке поговорим про эквализацию бочки и баса. Оба элемента звучат в нижнем регистре и являются важнейшей частью микса, особенно в электронной музыке. От них зависит энергия всего трека. Работа баса и бочки, в качественных миксах, всегда слажена и они вместе задают мощность треку на нижних частотах. Здесь мы рассмотрим различные техники эквализации бочки и баса, которые помогут решать частотные конфликты в низкочастотном диапазоне при сведении.

Эквализация бочки

В электронной музыке, бочка это индивидуальность трека. При работе с ней, необходимо учитывать характер звучания, частотный диапазон, сильные и слабые частоты и даже тональность. Среди множества сэмплов, каждая бочка обладает индивидуальным характером. От этих параметров зависит, как она ложится в микс и взаимодействует с басом.

Подготовка

Прежде чем рассматривать эквализацию, как возможное решение проблем, необходимо учитывать следующие аспекты при работе с бочкой:

 

Питч или тональность. В большинстве сэмплеров и драм-машинах есть возможность менять тональность сэмплов. Таким решением можно избежать необходимости эквализации, а если эквалайзер, все же, будет применяться на стадии сведения, то его работа будет минимальна. Это важно, особенно, если учитывать фактор искажений, который эквалайзеры вносят в сигнал, при обработке.


Длина. Тюнинг поможет скорректировать длину бочки. Опуская значение питча мы растягиваем продолжительность звучания бочки во времени, соответственно, высокий питч, сокращает время звучания. Если бочка не перекликается с басом, ее можно опустить в тональности. Это удлиняет волну сэмпла, что положительно сказывается на общей работе баса и бочки.

Сведение

На этапе сведения, можно заметить, что бочка теряется в миксе, ее мощность пропадает и она не звучит так, как звучала на стадии продакшена. Но это не повод разочаровываться и искать более “подходящий” сэмпл. Вашей бочке просто нужна эквализация!

Чаще всего проблемы со звучанием бочки возникают из-за частотного конфликта с басом или другими инструментами звучащих на низких частотах, это могут быть перкуссия, пэды или реверберация. Таким образом, бочка теряет четкость и размазывается за всеми перечисленными элементами. Помочь бочке “пробиться” через стену мешающих ей частот, поможет эквалайзер. Причем, воздействовать можно, как на саму бочку, так и на другие инструменты в низкочастотном диапазоне, решая таким образом частотные конфликты.

 

Сначала мы рассмотрим эквализацию бочки и когда она бывает необходима. Одна из проблем, которая часто всплывает на стадии сведения это “слабость” бочки. При этом микс теряет свою энергию, бас звучит обособленно, как бы выделяясь на общем фоне. И решить такую проблему достаточно просто при помощи эквалайзера. Необходимо просто добавить гейна около 3,5-4 db на 30-50 hz.

Если проблема кроется в недостатке низких частот у бочки, то после такого решения микс приобретает волшебную пульсацию, басс уже не звучит так одиноко, а бочка начинает работать. Последним советом будет пожалуй, прибавить громкости и наслаждаться!

Важные частоты бочки

Если после последнего совета насладиться звучанием так и не удалось, то возможно у вашей бочки проблемы посерьезней. АЧХ бочки, как и любых других звуков, можно разделить на низ, середину и верх. Так, низом для бочки можно обозначить частоты лежащие ниже 50 hz. Эти саб-частоты влияют на “тяжесть” бочки. Они важны для взаимодействия с басом и при проблеме, рассмотренной ранее.

Частоты 80-200 hz можно назвать главными или рабочими частотами бочки. Они задают бочке агрессии и энергии. Если добавить бочке +6 db на 125 hz, то это заметно ударит по ушам. Воздействие на эти частоты оправдано, когда бочке не хватает “панча”.

Нижняя середина располагается на частотах 200-300 hz. Этому диапазону всегда уделяют особое внимание, потому что он добавляет мутность в микс. Ослабление этих частот на 6-9 db является частой практикой при эквализации бочки. Нельзя назвать эти частоты ненужными, но их ослабление эквалайзером, часто решает множество проблем.

Середина бочки лежит в диапазоне 500-1500 hz. Здесь кроется читаемость бочки в миксе. Усиливая эти частоты, можно подчеркнуть, выделить и усилить бочку. Если ослабить их, микс может потерять свою энергию. Но, в ряде случаев, бывает полезно сгладить бочку, ослабив эти частоты. Также, этот диапазон отвечает за встраивание бочки в бит, то есть на ее взаимодействие и связь с другими звуками ритм-секции, особенно с рабочим барабаном и клэпами. Это нужно иметь ввиду, если бочка звучит отдаленно и обособленно.

Верхом для бочки служат частоты лежащие выше 2000 hz. Воздействуя на эти частоты эквалайзером, мы придаем резкости или наоборот, заглушаем бочку, отдаляя ее в миксе. Эти частоты важны, при решении конфликтов, возникающих в высокочастотном диапазоне. Часто, синтезаторы конфликтуют с бочкой на этих частотах, заглушая ее читаемость в миксе.

Важно понимать, что у бочки, как и у всех остальных элементов, есть свое место в миксе. Эквализация должна раскрывать это место и помогать встраивать бочку в микс.

Эквализация баса

Обычно, эквализация баса не происходит отдельно от эквализации бочки, потому что эти два элемента связаны между собой частотными характеристиками и что важно, их ролью в миксе. Бас, в отличии от бочки, может быть более разнообразным по своим частотным характеристикам. Он может затрагивать весь частотный диапазон, его нижнюю часть или вовсе гудеть одинокими синусоидами, в зависимости от стиля. При этом, он также может конфликтовать с бочкой или с другими инструментами.

Важные частоты баса

Мы разберем частотную составляющую баса, как и в случае с бочкой. На эти частоты необходимо обратить внимание при эквализации баса.

Экстремальные саб-частоты баса на диапазоне 20-40 hz принято срезать high-pass фильтром. Делается это потому, что они не несут слуховой нагрузки и мешают в дальнейшей работе, добавляя грохот в микс. При таком срезе частот, параметр Q заметно влияет на звучание баса, поэтому не бойтесь с ним экспериментировать.

Следующий важный диапазон частот, это 40-80 hz. Эти частоты очень важны для любого баса. Они добавляют глубину всему миксу. При работе с этим диапазоном, важно учитывать характер бочки. Несмотря на то, что ударные частоты последней приходятся на диапазон выше, конфликт может возникнуть и на рассматриваемом отрезке. При эквализации, важно научиться отдавать приоритет одному из инструментов, на определенных частотах и что еще важнее, понимать, какие частоты являются важными в случае с басом и бочкой.

100-200 hz. За этими частотами кроется панч баса. Они встраивают бас в микс. При этом, они являются самыми конфликтными по отношению к бочке. Их ослабление, выделит бочку в миксе, а усиление добавит резкого звучания басу. Здесь важно отдать предпочтение одному из элементов, в случае нерешаемого другими способами конфликта.

Следующая область 250-300 hz для баса является важной. В отличии от бочки, ослабление этих частот может привести к потере басом объема и сделает его менее заметным. Этот диапазон играет важную роль в позиционировании баса в миксе, особенно они важны, при обработке баса эффектами, такими как room и cabinet. Будьте осторожны при эквализации баса на этих частотах.

2-5 khz это верхний бас. Говоря об этом частотном диапазоне, на ум приходят сложные басовые линии, которые состоят из трех и более осцилляторов и звучат во всем частотном диапазоне. С одной стороны, такой бас нуждается в особой эквализации, с другой, он может быть одновременно и помехой прочим инструментам. При ослаблении этих частот, вы рискуете потерять свой бас в миксе, если он выполняет в нем основную нагрузку. В таком случае, лучше ослабить синтезаторы или другие инструменты, которые звучат в этой области. В целом, при усилении, эти частоты заметно выделяют бас и при отсутствии частотных конфликтов, он звучит очень четко и заметно в миксе.

Эквализация баса необходима. Иначе он начинает мешать другим инструментам. Важно научиться выявлять значимые частоты для баса, оценивая его роль в миксе. Ключевые частоты необходимо искать исходя из общего звучания микса. Так как эквализация является неотъемлемой частью сведения, процесс этот не менее сложен и многогранен.

Немного об эквалайзерах

Современные эквалайзеры давно вышли за рамки традиционного подхода к работе с частотами. На рынке существует большое количество различных моделей. Одни эквалайзеры заточены под максимально цифровое звучание, другие эмулируют аналоговые образцы, воздействуя на сигнал подобно их старым предшественникам. Существуют многополосные, динамические, классические, пассивные и линейно-фазовые эквалайзеры. Причем, запутаться в настройках некоторых моделей, новичку не составит особого труда. Далее мы рассмотрим типы эквалайзеров, особенно полезных для сведения нижних частот.

Линейная фаза

Как было замечено в начале, традиционные эквалайзеры могут искажать сигнал. Эти искажения влекут за собой изменения в фазе звукового сигнала. Не всегда эти изменения заметны на слух. Однако, для low cut и high cut фильтров эффект может стать очевидным, так как искажение фазы начинает распространяться на транзиенты, делая их менее прозрачными.

Более того, проблемы могут возникнуть, при попытки сведения эквализированного материала с не подвергнутым обработке или эквализированного по другому. В таком случае, вполне возможна ситуация, в которой разные компоненты фаз обоих сигналов не совпадают и в какой-то степени отменяют друг друга. (Это влечет за собой явную деградацию в миксе).

Решить подобные проблемы помогут линейно-фазовые эквалайзеры. Их фильтры не затрагивают фазу сигнала, воздействуя лишь на частотный состав. Но, у линейно-фазовых фильтров тоже есть свои недостатки. В первую очередь, они вносят задержку (latency) в то время, когда сигнал проходит через плагин.

От своих цифровых собратьев, линейно-фазовые эквалайзеры отличаются наличием настраиваемого параметра разрешения обработки. На высоких значениях этого параметра, эквалайзер работает чище, не затрагивая фазу обрабатываемого сигнала и не добавляя гармоник. При этом, возрастает задержка, поэтому важно найти компромисс между качеством и производительностью во время сведения.

Линейный эквалайзер это скальпель в руках звукорежиссера. А работа с этим инструментом требует некоторого профессионализма. Помните, что этот инструмент используется для решения проблем с фазой. Именно благодаря его чистой работе, пускай в ущерб производительности, его применяют при эквализации низких частот, наиболее чувствительных к изменениям фазы.

Такие плагины как Linear Phase EQ от Waves и Pro-Q 2 от Fabfilter можно назвать студийными стандартами линейной эквализации.

Аналоги и их эмуляции

В противоположность линейно-фазовым эквалайзерам можно противопоставить эмуляции аналоговых эквалайзеров. Главной целью этих плагинов ставится максимальное воссоздание звучания легендарных студийных эквалайзеров. Как следствие, этот тип эквалайзеров искажает сигнал довольно сильно, добавляя в него гармоник и обогащая звук. Хирургическими такие эквалайзеры сложно назвать, они используются в более творческом подходе.

Эквалайзеры данного типа будут весьма полезны при использовании на бочке и басе, благодаря своей сатурации. Она обогащает низкие частоты, а с помощью подходящего компрессора вполне реально добиться винтажного звучания. Эффект работы подобных плагинов особенно чувствуется на низких частотах, потому что они наиболее чувствительны к искажениям.

 

При работе с эмуляциями, помните о вносимых ими искажениях, здесь тоже важен компромисс, между окрасом и четкостью.

Динамическая эквализация

В этой части мы рассмотрим ещё один тип эквалайзеров, это динамические эквалайзеры.Их принцип работы можно сравнить с эффектом сайдчейн. Динамические эквалайзеры воздействуют на сигнал, только в момент звучания другого сигнала, с которым инструмент вступает в конфликт на определенных частотах. По сути, динамические эквалайзеры это инструмент решения, как раз, частотных конфликтов.

В случае с басом и бочкой, бывает невозможно найти компромисс. К примеру, мы не можем пожертвовать частотами 100-200 hz, так как для обоих элементов, они важны. Как раз для таких случаев предназначена динамическая эквализация.

Существует множество динамических эквалайзеров. Самые популярными можно назвать такие модели, как Oxford Dynamic EQ от Sonnox, F6 Floating-Band Dynamic EQ от Waves или TDR Nova от Tokyo Down Records.

Здесь мы не будем рассматривать все возможные аспекты применения динамических эквалайзеров, но рассмотрим эту технику в контесте баса и бочки.

Динамические эквалайзеры оснащены функционалом присущим компрессорам. Многие из тех, кто работал с компрессорами, найдут здесь знакомые параметры, такие как атака и релиз. В отличии от компрессора, здесь эти параметры применяются не на весь спектр, а на определенные бэнды эквалайзера. Таким образом, применяется сайдчейн на определенных частотах, поэтому такая эквализация называется динамической.

 

Для решения конфликта баса и бочки следует применять динамическую эквализацию именно на басе. Потому что в случае с электронной и танцевальной музыкой бочка, это такой элемент, который должен звучать настолько четко, насколько это возможно. Бас же, может быть динамичным, и временная потеря частот на определенном диапазоне скажется незаметно на общей динамике трека. Таким образом, благодаря динамической эквализации, бас и бочка взаимодополняют друг друга и что важно, не конфликтуют. Качественная эквализация делает бас и бочку монолитными в миксе, при этом, ни один из элементов не теряет своего характера.

 

Подводя итог теме динамической эквализации, стоит отметить, что как и с компрессорами, тут важно научиться настраивать атаку и релиз в такт. Эквализация может быть творческим процессом, что лишь подчеркнет грув вашего трека и добавит нужной пульсации бочке и басу. В отличии от статичной эквализации, динамическая выигрывает, в случае частотных конфликтов. При этом, статичная эквализация используется для явного усиления или ослабления звучания на определенных частотах.

 

Напоследок, хочется сказать и о самой работе с эквализацией. Зачастую, тонкие воздействия в низкочастотном диапазоне, такие как срез частот 30-45 hz или незначительное усиление на 3,5 db не всегда могут быть заметны на бюджетных мониторах или в домашней студии. На самом же деле, даже такие незначительные воздействия заметно сказываются на балансе микса. Здесь, помимо анализаторов спектра, будет полезна техника эталонного трека. Эта техника позволяет сравнить необходимое количество низких частот, присутствующих в миксе с уже готовым, студийным материалом, прошедшим все стадии сведения и мастеринга. Эталоном может служить трек в схожем стиле, расположенный на отдельном канале. После воздействия эквалайзером на низкие частоты, можно прослушать эталонный трек и сравнить баланс. Вы также можете отфильтровать весь микс low-pass фильтром, оставив звучать только нижние частоты. Это поможет не отвлекаться на весь частотный диапазон разных инструментов и сконцентрироваться в нижнем регистре.

4 комментария
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • Вот бочка должна играть в реальности или нет
  • Комментарий удалён
  • Вопрос может быть и странный, но я нигде не встречал таких тем.
    Пример:
    При сведении два инструмента с громкостью каждого -4дб. Мне нужно свести их по разным частотам, но рядом вплотную. Пусть это будет бас и плак. Как их свести друг с другом, чтобы частоты не пересекались? Они всё равно соприкасаются друг с другом и на индикаторе мастера уже не -4дб, а почти 0дб. А то и перегруз. И это только два инструмента! Волна звука на спектрометре в виде горы. Ну звуки же не будут квадратными как кирпич. А то так и дом можно построить))) Ну если без шуток, то как их свести без ущерба громкости и без конфликтов?
Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм