Эквализация драм-секции и барабанов

Видео об эквализации ударных. Также будет полезно всем, кто в принципе интересуется вопросами сведения и эквализации барабанов.

Эквализация драм-секции и барабанов

Утверждение о том, что взятые из библиотеки бочка и барабаны не нуждаются в эквализации, не верно. Хоть в хороших сэмпл-паках ударные и подвергаются тщательной обработке, это не делает их универсальными и не гарантирует, что конкретный сэмпл впишется в конкретный микс. В случае неудачи драм-секция будет звучать размыто, неуверенно, маскироваться за другими инструментами и создавать впечатление низкопробной, неглубокой музыки. Исправить ситуацию может эквализация ударных.

  Конфликт, вызывающий кашу в звучании, происходит из-за разной спектральной характеристики семплов. Ударные из двух разных библиотек будет совершенно по-разному выглядеть на спектрограмме: иметь свой частотный диапазон, свою динамику, и свое распределение гармоник. Из-за этого семпл может не подойти к остальным инструментам микса. Это делает их не универсальными и не взаимозаменяемыми.

Отчасти проблема решается использованием специализированных паков, созданных под конкретный стиль. В них ударные заранее обработаны и имеют нужный характер, не вступающий в частотный конфликт с другими типичными для этого музыкального направления инструментами. Но для этого микс должен быть строго выдержан в нужном стиле, что не характерно для начинающих музыкантов. Строгое соответствие стилю обычно выдерживают лишь опытные и коммерческие музыканты, которые пишут музыку для лейбла или аудиостока.

Эквализация барабанов – важнейший этап сведения. Без него добиться «фирменного» звучания нельзя: треки будут похожи на сотни таких же, сделанных новичками с использованием тех же библиотек. Опытный слушатель легко определит, были ударные просто подставлены в микс или же над ними велась дополнительная работа. Описанные в статье и видеоуроке методы могут быть использованы и при работе с другими инструментами НЧ-регистра, отличными от ударных и вообще не относящимися к ритм-секции.

Основным принципом здесь выступает освобождение места в спектре под драм-секцию. Визуально пространство микса можно представить так:



Эквализация рабочего барабана позволяет перемещать инструмент по глубине и высоте, а панорамирование сдвигать его в стороны. К примеру, срезав у снейра НЧ-составляющую, мы сдвинем его выше и освободим тем самым место под линию баса и кик. А вместе со снижением уровня по всему спектру, громкость станет меньше и субъективно будет казаться, что звук отошел на второй план, переместился вглубь микса.

 

Начинать следует с бочки. Обычно в семпл-паках, не относящихся к одному конкретному стилю, их делают довольно широкодиапазонными.



Делается это с расчетом на то, что кик будет звучать в паузах между партиями или использоваться в качестве SFX-эффекта. В таком случае срезать с него верх не нужно, напротив, полнодиапазонное звучание становится уместным. В нашем же случае, когда задача – вписать бочку в микс, верхняя часть диапазона ни к чему. Срезаем её low-pass фильтром, который есть в любом, в том числе и в бесплатном, параметрическом эквалайзере. Крутизной или добротностью среза можно слегка менять звучание, делать спад (релиз) более мягким или грубым. Этим действием мы чётко локализовали бочку в нижней части пространства, её верхняя часть спектра больше не будет мешать остальным инструментам. Панорамирование в случае с kick не применяется, традиционно он звучит по центру.

 

Конфликт баса и бочки – это объемная тема с некоторыми нюансами. Кратко: несущая частота басовой линии и кика обычно совпадает, это около 50 герц. Соответственно, ни то, ни другое, подрезать hi-pass фильтром нельзя. Правильным решениям является side chain компрессия, суть которой заключается в том, что у баса срезается несущая частота бочки только в момент её удара, а в остальное время линия звучит без фильтрации.



На этапе эквализации можно лишь слегка срезать у бас-лайна низкие частоты для кика. Это не будет правильным и окончательным выходом. Однако, если явное ослабление одного из двух этих элементов соответствует стилю трека, можно обойтись без сайд-чейн компрессии и просто срезать достаточный частотный диапазон.



Если хочется дополнительно выделить кик в миксе, не нужно делать его громче. Правильнее будет ослабить область СЧ и сделать пик в ВЧ-зоне, где звучит щелчок. Так создастся правильный частотный контраст и зона НЧ будет приподнята без перегрузки. В дополнение к выделенной бочке, освобождается СЧ-диапазон под другие партии.



Остальные ударные, такие как снэйр, клэп и хэт, в миксе выделяются похожим образом: подчеркивается рабочая частота и срезается ненужная часть спектра. На спектрограмме хорошо заметно, что клэп залезает в область НЧ.



После достаточно жесткой фильтрации по НЧ и небольшому срезу ВЧ, клэп не будет мешать кику с басом и хай-хэтам. При этом он не потерял в звучании.



Эта модель пространства и способ сведения являются в какой-то смысле классическими. О них писал Гибсон в книге «Искусстве сведения», которую рекомендуют всем начинающим музыкантам. Однако, просто разместив инструменты таким образом, чтобы они не накладывались друг на друга, можно не получить идеального результата. Хоть спектроанализатор и будет показывать, что ни один семпл не конфликтует с другим по частотам, звуковая картина все-равно может остаться далекой от идеала.

 

Причина тому – особенности психоакустики. Наш слух не линеен и досконально точно сформулировать идеальные правила создания пространства пока что нельзя, результат все-равно будет по-разному восприниматься из-за множества неподвластных музыканту факторов. Выход – подойти к процессу творчески и больше доверять своему слуху, а не приборам. К примеру, в качестве эксперимента на пути к хорошему балансу инструментов может быть эквализация ревербератора на рабочем барабане – она позволит получить еще один слуховой опыт и еще один вариант звучания микса.

 

Важный совет: в процессе работы со спектром не нужно зацикливаться на одном канале или семпле. При отдельном прослушивании впечатление от звучания может быть каким угодно, важно лишь то, как ударные будут звучать вместе в финальном миксе.

 

Второе момент – «замыливание» слуха. Новичкам не рекомендуется работать с эквалайзером больше одной-двух минут, иначе восприятие будет искажаться. Причина – то, что за короткий промежуток времени перебирается слишком много вариантов звучания и слух не успевает полноценно анализировать каждый из них. Проблема решается отключением звука в момент эквализации. Перед финальным рендером нужно обязательно прослушать трек на следующий день.



0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено