Эквализация – это корректировка громкости определенных частот в звуковом сигнале. Целью эквализации является решение как творческих, так и технических задач: подчеркнуть интересный призвук в инструменте или свести вместе несколько дорожек, так, чтобы они не перекрывали друг друга по громкости и были хорошо слышны в миксе. К техническим задачам, которые решаются эквализацией, относится и удаление ненужных составляющих сигнала – все это касается сведения и обязательно пригодится при создании музыки.
Для начинающих освоение эквалайзера хотя бы на базовом уровне поможет тем, что позволит избавляться от эффекта маскировки в своей музыке. Эффект маскировки проявляется так: два и более звука, которые по отдельности звучат хорошо, при одновременном воспроизведении становятся неразборчивыми и конфликтуют друг с другом по громкости. По итогу толком не слышно ни один из них. Это происходит из-за схожего спектра разных сигналов:
На иллюстрации показан спектр водопада и человеческой речи. Это самый приближенный к реальности пример, проверить который можно самостоятельно: рядом с бурно текущей рекой, водопадом или простым бытовым краном, из которого под высоким напором идет вода, слышать собеседника довольно трудно. Спектр льющейся воды очень похож на белый/розовый и другие шумы: занимает собой весь слышимый диапазон с почти что одинаковой громкостью на всех частотах. То же самое можно сказать о голосе – его диапазон также достаточно широк, хоть и не занимает весь спектр. Особенно сильно описанный эффект проявляется в помещениях с керамической плиткой на стенах, с ней возникают акустические отражения, которые дополнительно смазывают оба звука. Полезно провести опыт с переливанием воды и одновременным говорением в ванной комнате, чтобы убедиться в том, насколько сильно работает эффект маскировки.
Бороться с ним нужно с помощью эквализации. Оба сигнала корректируются таким образом, чтобы в их спектрах было как можно меньше пересечений, но при этом звук сохранял свою натуральность, не казался слишком урезанным. На скриншоте выше показана грубая эквализация для сведения водопада с голосом: у водопада приглушаем зону 2-3 килогерца широким фильтром, а у голоса срезаем НЧ и приподнимаем те же самые 2-3 килогерца. Это достаточно отдаленный от реального сведения пример, но он хорошо показывает принцип. Хирургическая эквализация в контексте сведения рассматривается в объемном видеокурсе «Сведение электроники».
Один из самых важных моментов работы с эквализацией - обрезка низких частот на всех дорожках, кроме партии баса. Убрав “грязь” из этой области, вы освобождаете место под бас, а чистый бас - основа хорошего грува.
Эффект маскировки – далеко не единственная проблема, решаемая через эквализацию. Гораздо больше о задачах эквалайзера и его применении рассказано в этих видео:
Видеоролики рассказывают об основных моментах использования эквалайзера и его типичном интерфейсе, который встречается как во встроенных, так и во внешних плагинах. Урок будет полезен начинающим музыкантам, которые только-только подступаются к теме сведения своей музыки. Для более продвинутых существует отдельный видеокурс «Сведение электроники».