Сведение Электроники
  1. Введение в курс "Сведение Электроники"4 мин
  2. Сведение и мастеринг3 мин
  3. 4-х мерное сведение из курса "Сведение электроники"4 мин
  4. Немного о звукозаписи8 мин
  5. Как получить максимум от курса по сведению5 мин
  6. Зона комфорта6 мин
  7. Подготовка к сведению. Первые действия8 мин
  8. Сведение: template-проекты4 мин
  9. Сведение: перепросмотр6 мин
  10. Итоги главы 2 курса "Сведение Электроники"1 мин
  11. Громкость: начало3 мин
  12. Уровень мастер-канала3 мин
  13. Построение первичного баланса19 мин
  14. Построение первичного баланса (проверка)3 мин
  15. Построение баланса через розовый шум12 мин
  16. Итоги главы "Работа с громкостью"2 мин
  17. Панорамирование: начало10 мин
  18. Настройка панорамы11 мин
  19. Mid/Side составляющие3 мин
  20. Фаза в панорамировании7 мин
  21. Панорама синтезаторов5 мин
  22. Панорамирование пэдов и текстур3 мин
  23. Панорамирование перкуссии5 мин
  24. Эксперименты с панорамой4 мин
  25. Итоги главы "Панорамирование"2 мин
  26. Вертикаль: эквализация2 мин
  27. Эквалайзеры для сведения2 мин
  28. Частотные диапазоны и их особенности8 мин
  29. Упражнение на тренировку слуха5 мин
  30. Типы фильтров6 мин
  31. Обязательная фильтрация9 мин
  32. Советы по эквализации6 мин
  33. Маскировка и эквализация3 мин
  34. Относительная эквализация4 мин
  35. Эквализация бочки и баса9 мин
  36. Эквализация лид-партий7 мин
  37. Помещение в микс с помощью band-pass фильтра2 мин
  38. Эквализация тарелок2 мин
  39. Внедрение элементов в сложный микс3 мин
  40. Борьба с резонансными частотами3 мин
  41. Выделение "вкусных" частот6 мин
  42. Итоги главы "Эквализация"2 мин
  43. Компрессор в сведении9 мин
  44. Понимание компрессии7 мин
  45. Основные параметры компрессора14 мин
  46. Простой способ научиться работать с компрессорами11 мин
  47. Компрессия: работа с трансиентами5 мин
  48. Пример: компрессия баса6 мин
  49. Пример: компрессия лидов2 мин
  50. Компрессия подгруппы7 мин
  51. Side-chain компрессия9 мин
  52. Итоги главы "Компрессия"3 мин
  53. Помещаем звук в пространство4 мин
  54. Понимание реверберации. Основные параметры8 мин
  55. Send/Return обработка28 мин
  56. Реверберация: работа с планами13 мин
  57. Реверберация и панорама2 мин
  58. Реверберация и эквализация2 мин
  59. Итоги главы "Пространство: реверберация"2 мин
  60. Мертвый и живой миксы5 мин
  61. Способы оживления микса7 мин
  62. Динамика громкости12 мин
  63. Эквализация в движении18 мин
  64. Динамика объема6 мин
  65. Динамика панорамы4 мин
  66. Групповая обработка12 мин
  67. Утомляемость слуха и субъективное восприятие7 мин
  68. Пусть послушают другие2 мин
  69. Создание универсального звучания12 мин
  70. Сравнение с эталоном6 мин
  71. Хитрая проверка микса7 мин
  72. Рекомендованные материалы2 мин
  73. Напутствие1 мин
  74. Благодарности9 мин
Сведение Электроники
  1. Введение в курс "Сведение Электроники"4 мин
  2. Сведение и мастеринг3 мин
  3. 4-х мерное сведение из курса "Сведение электроники"4 мин
  4. Немного о звукозаписи8 мин
  5. Как получить максимум от курса по сведению5 мин
  6. Зона комфорта6 мин
  7. Подготовка к сведению. Первые действия8 мин
  8. Сведение: template-проекты4 мин
  9. Сведение: перепросмотр6 мин
  10. Итоги главы 2 курса "Сведение Электроники"1 мин
  11. Громкость: начало3 мин
  12. Уровень мастер-канала3 мин
  13. Построение первичного баланса19 мин
  14. Построение первичного баланса (проверка)3 мин
  15. Построение баланса через розовый шум12 мин
  16. Итоги главы "Работа с громкостью"2 мин
  17. Панорамирование: начало10 мин
  18. Настройка панорамы11 мин
  19. Mid/Side составляющие3 мин
  20. Фаза в панорамировании7 мин
  21. Панорама синтезаторов5 мин
  22. Панорамирование пэдов и текстур3 мин
  23. Панорамирование перкуссии5 мин
  24. Эксперименты с панорамой4 мин
  25. Итоги главы "Панорамирование"2 мин
  26. Вертикаль: эквализация2 мин
  27. Эквалайзеры для сведения2 мин
  28. Частотные диапазоны и их особенности8 мин
  29. Упражнение на тренировку слуха5 мин
  30. Типы фильтров6 мин
  31. Обязательная фильтрация9 мин
  32. Советы по эквализации6 мин
  33. Маскировка и эквализация3 мин
  34. Относительная эквализация4 мин
  35. Эквализация бочки и баса9 мин
  36. Эквализация лид-партий7 мин
  37. Помещение в микс с помощью band-pass фильтра2 мин
  38. Эквализация тарелок2 мин
  39. Внедрение элементов в сложный микс3 мин
  40. Борьба с резонансными частотами3 мин
  41. Выделение "вкусных" частот6 мин
  42. Итоги главы "Эквализация"2 мин
  43. Компрессор в сведении9 мин
  44. Понимание компрессии7 мин
  45. Основные параметры компрессора14 мин
  46. Простой способ научиться работать с компрессорами11 мин
  47. Компрессия: работа с трансиентами5 мин
  48. Пример: компрессия баса6 мин
  49. Пример: компрессия лидов2 мин
  50. Компрессия подгруппы7 мин
  51. Side-chain компрессия9 мин
  52. Итоги главы "Компрессия"3 мин
  53. Помещаем звук в пространство4 мин
  54. Понимание реверберации. Основные параметры8 мин
  55. Send/Return обработка28 мин
  56. Реверберация: работа с планами13 мин
  57. Реверберация и панорама2 мин
  58. Реверберация и эквализация2 мин
  59. Итоги главы "Пространство: реверберация"2 мин
  60. Мертвый и живой миксы5 мин
  61. Способы оживления микса7 мин
  62. Динамика громкости12 мин
  63. Эквализация в движении18 мин
  64. Динамика объема6 мин
  65. Динамика панорамы4 мин
  66. Групповая обработка12 мин
  67. Утомляемость слуха и субъективное восприятие7 мин
  68. Пусть послушают другие2 мин
  69. Создание универсального звучания12 мин
  70. Сравнение с эталоном6 мин
  71. Хитрая проверка микса7 мин
  72. Рекомендованные материалы2 мин
  73. Напутствие1 мин
  74. Благодарности9 мин

Сведение и мастеринг

Чем отличается сведение от мастеринга

В электронной музыке результатом творческой деятельности становится набор дорожек в какой-либо DAW. Это мультитрек, который может содержать в себе неограниченное количество различных инструментальных и перкуссионных партий, несколько бас-линий, SFX, атмосфер, вокальных вставок и прочего-прочего. В треках опытных музыкантов число дорожек может достигать 100 и более, при этом каждая из них будет звучать хорошо.

Когда идея трека кажется начинающему музыканту хорошей, но не было сделано хотя бы минимальное сведение и мастеринг, звучание может разочаровать слушателя. Это будет плохой микс, в котором проваливаются инструменты, бочка не обладает достаточной энергией чтобы создавать мощный ритм, нет никакого разделения на планы, звук находится на одной линии или вовсе прилипает к колонкам, и в целом трек не передает того настроения, который в него пытался заложить автор.


Это классическая проблема, возникающая у всех новичков. После написания первых треков и разочарования в их звучании, многие начинают сравнивать свою музыку с работами профессионалов, который уже достигли высокого уровня. Сразу становится понятно, что для достижения такой читаемости и глубины миксов, такого же мощного ритма и всего остального, что так цепляет в коммерческой музыке, нужно обладать особым мастерством и знать что-то такое, чего не знают другие. Это не так. Сегодня мастеринг и сведение треков можно выполнять самостоятельно в домашних условиях – при достаточно ответственном подходе можно легко приблизиться к уровню звучания коммерческих треков. Если же просто выполнить минимальный аудио-инженеринг, сам факт его выполнения заметно повысит качество звучания и выделит трек на фоне других работ любительского уровня.


В этой статье мы расскажем, чем отличается сведение от мастеринга и почему без них нельзя обойтись, когда задача – сделать так, чтобы простой набор звуков превратился в единую картину, стал представлять из себя плотный и разборчивый микс.

Сведение

Это первый этап технической доводки трека, идущий сразу после написания аранжировки и размещения семплов на тайм-лайне проекта. В поверхностном смысле задача этого этапа состоит в том, чтобы все инструменты трека просто были хорошо слышны и не маскировались друг за другом. В некоторых стилях музыки этого достаточно, но уровень такого сведения все-равно не будет впечатляющим. Профессиональное сведение и мастеринг предполагает еще и работу с динамикой инструментов, их спектром и временными параметрами, а также объемом всего микса.


Приоритетная задача сведения – размещение инструментов в объеме и панорамирование. Музыка давно стала стереофонической, но даже сейчас не все музыканты используют тот огромный потенциал, который дает привычная нам стереобаза. Правильно выстроенный объем должен создавать иллюзию того, что звук находится в воздухе перед слушателем, а инструменты образуют так называемую сцену: занимают четко определенное место и никуда не «плывут» и не «смазываются». На изображении выше проиллюстрирован классический объем для электронной и рок-музыки. Особенность же «электронных сцен» заключается в том, что при работе в DAW параметры объёма легко модулировать: делать так, чтобы на протяжении звучания трека он менялся, а вместе с ним перемещались и сами инструменты. Это мощный художественный прием, который уместно применять именно в электронных стилях.

Объем строится через применение ревербераторов с определенными пресетами. Они отдаляют звук на задний план, ставят его выше или ниже и позволяют строить несуществующие в реальной жизни объемы: космос, невероятно высокие и при этом узкие помещения и прочее.


Существуют и более простые и наглядные ревербераторы. Так называемые IR (impulse response) или импульсные, выстраивающие объем на основе импульсного отклика, который был снял в реальном помещении.


Такие решения уместны, когда на ручной подбор параметров нет времени или желания, а получить хоть какую-нибудь сцену микса хочется побыстрее. Для электронной музыки импульсные ревербераторы применяются достаточно редко, так как не позволяют изменять заложенные в программу параметры объемов.

Помимо размещения в объеме, в задачи сведения входит работа с динамикой и спектром инструментов. Например, решение вечной проблемы бочки и баса через сайдчейн и эквализацию, подчеркивание определенных частотных областей в лидирующий партиях, выделение характерных призвуков в различных инструментах и прочее. В конечном итоге сведение – это создание единой звуковой картины из разрозненных инструментов, которые изначально звучат плоско и конфликтуют друг с другом в плане частот и динамики. Получившийся микс должен соответствовать задумке автора по объему, сцене и читаемости партий.


Мастеринг

Мастеринг музыки – второй и заключительный этап технической доводки. В некотором смысле, это просто подгонка звучания под общепринятые мировые стандарты, которые касаются определенного стиля музыки. К примеру, многие лейблы не доверяют мастеринг трека своим музыкантам, а выполняют его сами – чтобы вся размещаемая в рамках лейбла или радиостанции музыка имела один характер звучания и ни один трек не выбивался из общего стиля. Вторая задача, которую выполняет мастеринг, это обеспечение хорошего звучания на любой акустической системе, наушниках и даже радиоприемнике.

 

Важнейшая задача мастеринга – работа над максимальной громкостью по разным метрическим системам: RMS, LUFS, True Peak другие. Соответствие этим стандартам строго обязательно, если трек претендует на широкую ротацию. К примеру, вся музыка и иной звук, который можно услышать по телевизору или радио, лимитируется на уровне -23 LUFS или -1 True Peak – такие значение были установлены для того, чтобы пресекать так называемую «войну громкостей» или «loudness war», которая часто приводит к клиппингу у слушателя и высокой нагрузке на вещательное оборудование радиостанций и стриминговых сервисов в Интернете.


Помимо технических проблем при вещании, которые может вызвать полюбившаяся многим новичкам компрессия «под ноль», война громкостей вредит музыке в целом. Когда слушатель включает подборку треков в определенном стиле, ему не хочется, чтобы внезапно в середине прослушивания заиграл заметно более громкий трек, чем были до этого. Это как минимум шокирует слушателя и отобьет желание слушать музыку в этом стиле, а как максимум сожжет ему акустическую систему, усилители, и травмирует слух.

Второе – проверка моносовместимости и работа со спектром. Как было сказано ранее, хорошее сведение и мастеринг музыки должно быть таким, чтобы получивший материал можно было слушать на любом звуковоспроизводящем оборудовании. Это может быть дорогостоящая Hi-Fi система в домашнем кинотеатре, наушники от смартфона или обычное радио в автомобиле.


Хороший аудио-инженер сделает так, чтобы материал сносно звучал везде. Это во многом определяем успех трека – не все слушатели имеют хорошую акустику, но всем хочется услышать из нее качественный звук. Музыкант, который удовлетворит это простое желание, обязательно получит еще одного почитателя в свою фан-базу.

Мастеринг звука может выполнять и художественные задачи. Часто с помощью STEM-мастеринга происходит финальная доводка трека, которая работает не на технические параметры звучания, а на художественные: плотность низких частот, ширина и прозрачность стерео на середине и верхах, резкость динамических переходов и прочее.

Можно ли делать самому?

Пост-продакшн давно перестал быть прерогативой профессионалов и обеспеченных музыкантов, которые способны заплатить за студийный мастеринг на Abbey Road. Сегодня подавляющее большинство электронщиков занимаются этим сами и получают очень близкий результат к тому, который выдают дорогие студии. С развитием музыкальной индустрии появились и автоматизированные сервисы по типу LANDR, которые выполняют финальную доработку трека с помощью искусственного интеллекта и результат также нельзя назвать плохим.

В материалах PRO-раздела можно найти подробные курсы по сведению электроники, мастерингу своих треков, и STEM-мастерингу для финальной доводки. Каждый из перечисленных курсов наглядно демонстрирует разницу между треками до обработки и после неё и поэтапно показывает путь к достижению нужного звука.

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено