Подготовка трека к мастерингу

Учимся правильно готовить трек к профессиональному мастерингу. Есть несколько очень важных моментов, которые позволят достичь наилучших результатов и избежать грубых ошибок. Особенно это относится к проработке низких частот и низкой середины.
Если это сделать до мастеринга, то результат на выходе будет значительно чище и громче.

Профессиональный мастеринг

Главная цель мастеринга это доведение готового микса до коммерческого звучания. В первую очередь, это касается работы с громкостью. Микс, после мастеринга начинает звучать в полную громкость, благодаря максимизации. Здесь же работают с пиками и лимитером выравнивая фонограмму. Эквалайзеры применяются для коррекции общего спектра, а эксайтеры усиливают и скрашивают звучание будущего трека различными способами. Важно, чтобы микс, после мастеринга, звучал не только громко, но и достаточно широко, поэтому проводится работа и над стерео звучанием микса.

Все начинается с микса

Мастеринг является завершающей стадией продакшена и осуществляется на мастер-канале, обрабатывая звучание готового микса. Микс, на стадии мастеринга, представляет из себя единый аудио-трек, который экспортируется из проекта, после сведения и удовлетворяет требованиям готового микса. Это очень важный момент, ведь от качества микса зависит качество будущего мастер-трека.

Если вы недовольны качеством звучания микса на этапе сведения, не следует надеяться на то, что мастеринг все исправит. В этом случае лучше не приступать к мастерингу, а уделить больше времени этапу сведения, как бы утомителен он не был. Давайте слуху отдохнуть и делайте перерывы. Не следует объединять мастеринг и сведение в один процесс - вы получите еще больше проблем, чем у вас было. Вы узнаете больше о правильном процессе сведения в нашем онлайн-тренинге Микс-мастер 2018.

Многие новички часто путают процесс сведения с мастерингом. Сведение обычно предшествует мастерингу и заниматься работой, свойственной сведению на этапе мастеринга, считается грубой ошибкой. Процесс мастеринга затрагивает следующие моменты: объединение общего звучания записи, поддержание согласованности треков в альбоме и подготовка к распространению. Давайте разберем все эти моменты.

Звучание записи

Целью этого шага является исправление проблем в балансе микса и усиление конкретных акустических характеристик, здесь над хорошим миксом производится финальная обработка. В процесс вовлечены работа с громкостью и украшение микса. Можете представлять этот этап как разницу между просто хорошим звучанием микса и профессиональным звучанием мастер-трека.

Этот процесс может включать добавление расширяющей эквализации, применение компрессии, лимитирование и т.д. Вообще, этот этап называют пре-мастерингом, но для простоты, назовем его просто - мастеринг.

Согласованность в альбоме

Отдельно стоит рассмотреть момент звучания каждого индивидуального трека и общего звучания треков в альбоме, когда они проигрываются по порядку, один за другим. Согласовано ли их звучание между собой? Одинаковая ли у них громкость? Имеет ли коллекция треков общий характер? При этом, слушатель не должен настраивать громкость при переключении от трека к треку.

Процесс во многом связан с предыдущим этапом, но больше внимания уделяется  последовательности звучания отдельных треков между собой. Это не означает, что можно просто использовать один пресет на всех треках, чтобы они звучали одинаково. Вместо этого нужно наладить разницу между треками и сохранить (или даже усилить) характер каждого из них. Правильный подход, это индивидуальные настройки для каждого трека, не забывая об общей картине альбома.

Подготовка к распространению

Последним шагом является подготовка трека или альбома к скачиванию, выпуску или к репродукции. Настройки экспорта могут зависеть от предпочитаемого формата передачи. В случае CD, трек преобразовывается в аудиозапись формата 16 bit/44.1 kHz с помощью ресемплирования и иногда, дизеринга. Также, с треком может предоставляться дополнительная мета-информация, специфичная для записи на CD. Для распространения в вебе может понадобиться дополнительная настройка громкости для преобразования в AAC, MP3 или в High-Res аудио.

Правильный мастеринг в домашней студии

Теперь, имея общие сведения о мастеринге, рассмотрим его применение в домашней студии для ваших собственных треков. Такой мастеринг будет полезен тем, кто просто хочет залить свой трек на soundcloud или отправить его друзьям. Когда не терпиться поделиться новым треком, нам свойственно пренебрегать некоторыми аспектами мастеринга. Давайте разберем основные техники и ошибки, чтобы не облажаться!

Эквализация

Эквализация на стадии мастеринга отличается от эквализации, которой вы пользовались при cведении. Здесь эквалайзер воздействует не на отдельные части микса, а на всю фонограмму. Соответственно и цели преследуются другие. Воздействие тут более деликатное, призванное сделать звучание трека как можно натуральней, с точки зрения акустических характеристик и баланса.

Частая практика при мастеринге, это срез низких частот ниже 30 Hz high-pass фильтром. Это избавляет трек от ненужного грохота. А небольшое усиление частот high-shelf фильтром, выше 12 kHz, придает треку резкости. При условии хорошего микса, такие воздействия обычно колеблются от +/-0.5 до 1.5 dB.

Динамика

Это самая важная часть мастеринга. Для того, чтобы добиться коммерческого звучания, здесь используются компрессоры, лимитеры и экспандеры. Важно научиться настраивать компрессор, в зависимости от участка, на котором он используется. Начните с параметра ratio:

В миксе: Попробуйте значения от 1.1 до 2.0. Иногда, танцевальные треки выигрывают от более высоких значений.

Бас и бочка: Попробуйте значения от 3.0 до 5.0. В зависимости от звука, который вы ищите, вы можете опускаться вплоть до 10.

Максимайзер

Иногда, компрессии бывает мало для того, чтобы трек звучал достаточно громко. Здесь поможет максимайзер. По сути, это комбинация компрессора и лимитера. Воздействие максимайзера сказывается не только на усилении громкости, но и на коррекции пиков. Чтобы самые громкие пики не выходили в зону клиппинга, используйте лимитер. Он срезает громкие пики параметром threshold, после чего, общая громкость поднимается параметром gain до 0 dB. Таким образом, срезанные пики не выходят в зону клиппинга, а весь остальной материал уравнивается до 0 dB.

Устанавливайте порог громкости на мастере не выше -0,3 dB. Значения выше могут создать проблемы при экспорте мастер-трека и при проигрывании на других системах. При экспорте в форматы AAC и MP3 лучше придерживаться значений от -1 до -1.5 dB, чтобы предотвратить клиппинг при конвертации.

Более агрессивные значения лимитирования обычно предполагают более длинный релиз.

Всегда прослушивайте трек до и после лимитирования, чтобы избежать артефактов.

Большая громкость отражается на динамике, если переусердствовать, вы потеряете эмоциональность трека, особенно на низах.

Стерео

Стерео планирование это очень деликатная часть мастеринга. При небольшом количестве оно заметно скрашивает звучание трека. В сравнении с другими обработками, со стерео планированием надо быть особенно осторожным, переусердствовать здесь легче всего. При этом, стерео обработка является и корректирующим инструментом. Например, можно централизовать звучание баса, бочки и других низкочастотных инструментов, излишняя ширина которых может привести к проблемам в фазе при воспроизведении в моно.

Общепринятые правила, это звучание баса и бочки по центру. Другие ключевые элементы, такие как лиды, можно не расширять, чтобы придать им значимости в треке. В любом случае, сравнивайте звучание вашего трека с референсами, иногда ширина бывает лишней.

Эксайтер

Гармонические эксайтеры могут добавить энергию в сигнал, а в контексте мастеринга, придать энергичности всему миксу. Энергия, в этом случае, добавляется не за счет работы с громкостью, а за счет добавления дополнительных, нечетных гармоник.

Эксайтеры могут применяться при динамической эквализации, искажении волны (waveshaping), дисторшена и даже путем многополосного дилея. Они добавляют мощности, панча или “теплоты” и “яркости” в микс. Это достигается путем искажения исходного сигнала, алгоритмами аналоговых устройств. В этом контексте, небольшие искажения сигнала полезны.

Использовать эксайтеры следует осторожно. Сравнивайте звучание с коммерческими треками. Они также могут быть перегружены, поэтому можно послушать треки других жанров, чтобы уловить разницу в работе эксайтера в разных направлениях.

В электронике эксайтером полезно воздействовать на середину. Здесь, обычно, лежат “сухие” цифровые синтезаторы. Благодаря эксайтеру, они преобретают теплое, аналоговое звучание и сглаживаются в миксе.

Верхние частоты, при обработке эксайтером, акцентируются, становятся яркими и добавляют треку присутствия.

Бас и нижние частоты можно сделать “грязными” в стиле старых аналоговых драм-машин.

Если вы застряли на этапе мастеринга и не знаете чего именно вы хотите от ваших треков, советуем делать перерывы, обновлять свой слух любимой музыкой в схожих жанрах. Это даст вам картину общепринятого звучания и что важно, вдохновения. Надеемся такой подход поможет вам двигаться дальше, оттачивая свое мастерство в создании вашего собственного, неповторимого звучания. Если вы хотите узнать больше о мастеринге на профессиональном уровне, советуем ознакомиться с нашим курсом Мастеринг с Izotope Ozone. В нем вы найдете живые примеры и объяснения лимитирования, компрессии, эквализации, расширения и еще множества различных техник профессионального мастеринга.

1 комментарий
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • при выборе пресета снизу есть примечание о том что входящий сигнал должен быть между -20 до -12 дб,а пики -6 - 3 для макс корректной работы это правило работает только для пресетов?
Гость

Ваше сообщение отправлено