10 трюков в музыкальной теории, которые знает каждый продюсер

Сегодня мы подготовили перевод статьи популярного англоязычного журнала для музыкантов Musicradar об основах музыкальной теории для электронных продюсеров. Не знаешь, как делаются мелодии для создания музыки? Тебе сюда.

Теория необходима

Музыкальная теория всегда имела некоторые сложности, думая о которых, сразу вспоминаешь старых, покрытых пылью музыкантов времен барокко прошлых столетий, кошмар детской музыкальной школы или загадочные разговоры поклонников джаза о превосходстве дополненных терцдецим над неополитанскими секстами.

Эта плохая репутация полностью необоснованна, однако, независимого от того, являешься ли ты композитором, писателем песен, продюсером или диджеем, знание музыкальной теории или хотя бы ее основ могут повлиять на общее качество твоих работ.

Мы никогда не недооцениваем важность знания базы музыкальной теории. В конечном итоге, понимание того, как музыка в принципе работает, является ключом ко всему, что мы делаем, создав музыкальный проект. Наша идея состоит в использовании теории как рамы, которая поддерживает и вдохновляет музыкальные усилия, а не ограничивает их.

Наилучшая часть этого  состоит в том, что тебе не нужно "затыкать дыры" в проектах при помощи знаний в других областях. В особенности, когда с нами случаются сокрушительные творческие застои - и давайте посмотрим правде в глаза, это случается со всеми нами,  - но если ты будешь пытаться раз за разом, знание теоретической базы может стать твоим спасителем.

 

1. Разбиваем аккорды

Если твоя игра на миди-клавиатуре естественным путем звучит неуклюже, это можно исправить при помощи техники, которая известна под названием "разбитые аккорды" (broken chords). Она применяется при помощи разбития аккордов на ноты, из которых они состоят, и игры ими в качестве коротких арпеджио. Эта техника не только добавляет ритма, но и может стать хорошим путем для получения новых идей и интересных мелодий, которые естественно сочетаются в аккордовой прогрессии.

На картинке изображена четырехтактовая прогрессия из простых аккордов. На правой стороне картинки (начиная с пятого такта) мы уже видим те же самые, но "разбитые" аккорды. Так же, как гитарист перебирает пальцами по струнам вместо проигрывания аккордов, мы можем использовать эти ноты в качестве основы для мелодии.

 

2. Инвертируем аккорды

Изменение порядка нот внутри аккорда поможет выстроить прогрессию в новых направлениях - без изменения аккорда в принципе. Это очень просто сделать при помощи сдвига нот по октавам: в большинстве DAW это легко сделать при помощи комбинации клавиш Shift+вверх/вниз.

На картинке мы взяли простую прогрессию C, D, Eb, F и кардинально ее изменили при помощи замены порядка нот (справа). Такие изменения называют инверсиями.

 

3. Изменяем ноту баса

Нота басовой части трека берет на себя роль корневой ноты для аккордов, которые играют над ним. Если разнообразить басовую партию, можно радикально изменить звук статичной мелодии и, следовательно, разнообразить трек.

Шаг 1. Давай рассмотрим данную ситуацию на примере повторяющегося аккорда C minor, который играется на пианино. Он все повторяется, повторяется, повторяется... Звучит довольно скучно, потому что аккорд не меняется. Но вместо того, чтобы использовать новые аккорды, давай добавим немного свежести в басовую партию, играющую вместе с пианино.

Шаг 2.  На первых двух тактах мы просто используем ноту C в качестве корневой. Но на третьем такте уже меняем тактику  и опускаемся к A, фактически формируя вместе с лидом абсолютно другой аккорд - Am7b5 (A-Eb-G-C).

Шаг 3. Пианино продолжает играть на аккорде C minor, но мы двигаем бас с A к Ab, создавая новый аккорд - Abmaj7 (Ab-Eb-G-C). Затем вниз к F, вверх к G - и обратно к C. Если ты не уверен, какие именно ноты баса подходят к аккорду, поищи в интернете сочетания заранее.

Попробуй повторить этот пример в своей DAW, и услышишь разницу.

 

4. Придаем вкуса при помощи ладов

Если ты никогда не встречал лад раньше, один этот совет может перевернуть твои музыкальные способности навсегда. Звукоряд  - это простейший компонент музыкальной теории. Большинство людей знают пару основных звукорядов, самым популярным из которых является C major (C D E F G A B = До Ре Ми Фа Соль Ля Си). Но что, если мы скажем, что ты можешь открыть целый потайной мир альтернативных звукорядов, просто играя основной, начиная с другой ноты?

Попробуй сыграть C major обычным способом, от C до C, на своей миди-клавиатуре. Затем дай своим ушам отдохнуть несколько секунд, чтобы забыть эти звуки, и проиграй тот же ряд еще раз, но не начиная с C. Попробуй от D до D. Или от F до F. Заметил, что они имеют разное количество насыщенности веселым, детским настроением? То, что ты играешь, называется разными ладами звукоряда C major, и они звучат по-разному, так как  имеют разную последовательность интервалов между нотами. Это случается, когда ты стартуешь с чего-то, что отличается от корневой ноты. Усиление каждого нового лада при помощи ноты баса производит тот же самый эффект, что и новая первая нота в звукоряде.

 

5. Монотонность рулит

Написание мелодий может быть тяжелым, но иногда, если ритм достаточно цепляет, игра на одной ноте может стать именно тем, что тебе нужно.

Попробуй использовать монотонную мелодию во время куплета, и потихоньку добавляй небольшие вариации, пока не дойдешь до кульминации, которая и станет припевом. Такой подход также дает тебе возможность сфокусироваться на ритме и звуковых вариациях, чем на мелодии самой по себе, что придаст свежести треку.

 

6. Заимствованные аккорды

Диатонический означает "в тональности", и диатонические аккорды сформированы только из нот, взятых из конкретной шкалы. Так как C major содержит C D E F G A B - только белые ноты на клавиатуре, с его помощью можно получить диатонические аккорды C, Dm, Em, F, G, Am, и  Bdim, сформированные при помощи комбинирования альтернативных тональностей друг с другом в шкале. Эти простейшие трезвучия, возможно, тебе уже знакомы, однако, палитра из только семи аккордов слегка ограничивает, так почему бы не одолжить немного аккордов из других тональностей?

Заимствованные аккорды наиболее часто берутся из одноименных тональностей - тональностей, которые имеют одну и ту же корневую ноту, что и основная тональность. В случае с C major, одноименная минорная тональность - это C minor, так что у нас имеется целый новый сет аккордов, из которых можно выбрать: Cm, Ddim, Eb, Fm, Gm, Ab и  Bb.

 

7. Слои и аккорды

Чтобы получить экзотический звук, попробуй скомбинировать стандартные мажорное или минорное трезвучия вместе, чтобы получить полиаккорды.

Для того, чтобы получить классическую полиаккордную комбинацию, давай используем C major в качестве первого аккорда (C-E-G). Для второго, мы должны найти мажорный аккорд, который формирует идеальную квинту из корневой ноты первого аккорда. На данном примере это G major  (G-B-D). Сыграв оба аккорда вместе, ты получишь аккорд Cmaj9 (C-E-G-B-D). Если ты потерялся в комбинациях аккордов, просто выбирай те, которые имеют одну-две общие ноты.

 

8. Делаем гигантские прыжки

Чтобы придать новой музыке ударности, попробуй создать драматический прыжок вверх по клавиатуре. Хороший интервал для этого - это минорная или мажорная секста ("шестерка").

Чтобы найти данные интервалы, используй шаги из совета 10. При использовании мажорных гамм расстояние между корневой и шестой нотами составляют мажорную сексту, так что в случае с нотой C мажорной секстой станет нота А. "Перепрыгни" с С к А во время построения мелодии, и получишь целую новую область на клавиатуре.

 

9. Строим и расширяемся

Расширение обычных мажорных и минорных триад при помощи добавления новых нот может радикально изменить трек. Например, из аккорда С major можно получить Cmaj7 при помощи добавления септимы С major (нота B) к трезвучию С major (C-E-G).

Если мы расширим гамму выше по клавиатуре за пределы октавы, мы получим расширенный диапазон, где нона (“девятка”), по существу, является уже вторым уровнем гаммы. Простой способ сыграть нону - это играть основное трезвучие (С major, C-E-G), и добавить к нему следующий уровень между корневой нотой и трезвучием (C9 – C-D-E-G).

 

10. Пентатоники

Ограничение в пределах нот пентатонической системы дает меньше выбора, но зато может помочь создать очень запоминающиеся мелодии.

Шаг 1. Обычные мажорная или минорная гаммы включают в себя семь нот, при этом пентатоника включает в себя только пять. Фактически, это все та же классическая гамма, но без пары нот. Если мы посмотрим на стандартную гамму C major, мы увидим, что она включает в себя C, D, E, F, G, A и B.

Шаг 2. Мы можем пронумеровать эти ноты от 1 до 7. Чтобы сделать шкалу пентатонической, мы должны удалить номера 4 и 7 (в нашем случае это F и B). С нами останутся C, D, E, G и A, пентатоническая форма звукоряда C major.

Шаг 3. Чтобы получить минорную версию этой системы, необходимо пропустить номера два (D) и шесть (Ab). В случае с C minor мы получим C, Eb, F, G и Bb.

Пентатонические звукоряды звучат очень красиво, и их очень легко и удобно использовать.

 

Оригинал статьи

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено