6 распространенных ошибок в применении реверберации

Мы подготовили для вас новый перевод интересной статьи. Автор, Дэнни Эчеваррия – опытный продюсер и звукоинженер из Лос-Анджелеса.

Применяя реверб, довольно легко сделать ошибку. Разрушить микс слишком широким замыленным пространством - это практически стандартный путь начинающих музыкантов, и если вы читаете эти строки, вполне возможно, что у вас тоже был такой опыт. 

Вы начинаете подмешивать реверберацию, потому что “кажется, что после обработки всё звучит лучше”, но когда начинаете баунсить трек, в итоге получается довольно замыленный, нечеткий беспорядок. Что же произошло? Может, каждая дорожка звучала “слишком хорошо”?

У некоторых людей реверб может вызвать довольно неоднозначную реакцию. На сцене есть артисты и продюсеры, которые ненавидят любой вид реверба, который может заметить человеческий слух, и гораздо больше таких людей, которые наоборот, любят такие эффекты. Чтобы вы ни выбрали, я расширю ваш спектр знаний об этом инструменте, и сделаю ваш продакшн более эффективным.

В этой статье я покажу несколько наиболее распространенных тенденций по созданию “нехорошей” реверберации, и дам советы по улучшению ситуации.


1. Использование инсерта вместо сенда

Способ, которым вы используете реверб, практически так же важен, как и выбор нужного плагина и его настроек. Используя реверб на Send вместо простого Insert и наоборот, может оказать огромный эффект на звучание, которое вы получите в итоге.

Для тех, кто не понимает, что такое сенд и инсерт: я имею ввиду разницу между размещением плагина непосредственно на дорожке (инсерт), и использованием отдельной дорожки с ревербом отдельно, на который мы посылаем изначальный звук в определенных пропорциях (send-return). Реверб на return-канале имеет свойство звучать более “натурально”, придавая некоторое чувство увеличения пространства и “склеивая” весь микс. Реверб непосредственно на инсерте оказывает более интенсивное влияние, и может использоваться для создания экстремальных пространственных эффектов и саунд-дизайна.

Я наблюдал за сессиями, где одинаковый едва заметный реверб был скопирован на инсерт половины дорожек трека. Это не только неэффективный способ создания единого звучания, но и неэффективное использование мощностей компьютера. Если вы хотите использовать одинаковое пространство для нескольких звуков одновременно, добавляйте их на отдельный return-канал и отправляйте (send) эти звуки туда. В интерфейс каждой DAW встроена такая возможность. Вы можете варьировать количество сенда для каждой дорожки, чтобы использовать больше или меньше реверберации для каждой из них.

С другой стороны, если вы хотите, чтобы какой-то звук пространственно отличался от остальных элементов микса, или вам необходимо получить сильный эффект реверберации и “размазать” звук, лучше просто бросить его на инсерт.

 

2. Слишком длинный Decay 

Собственно, все плагины реверберации имеют данную настройку. Имеется ввиду длина хвоста реверберации. Реверб работает лучше всего, когда Decay (произносится как “дикей”) настроен под ритм и грув трека. Зачастую я настраиваю этот параметр вплоть до миллисекунд под каждую ритмическую структуру (⅛, ¼, ½, 1 такт), и темп композиции. Если вы - не тот человек, который любит цифры, можно настраивать Decay интуитивно.

На вокальных и мелодических партиях Decay должен заканчиваться до того, как начнется следующая фраза или нота. Если в какой-то части партии находится пауза, должно быть слышно, как хвост реверберации сходит на ноль. Для настроек более длинной реверберации, например для снейра, необходимо применить такой же простой принцип. Должно звучать так, как будто хвост исчезает до начала следующего удара, и микс начинает “дышать” в такт пульсу трека.

Если же вы хотите применить такой реверб, хвост которого должен быть хорошо слышен, попробуйте применить компрессию, сатурацию или все вместе, в цепочке после плагина. Он точно так же закончится до начала следующего звука, но при этом будет достаточно заметен.

 

3. Игнорирование фильтров и эквалайзеров

Быстрый путь углубиться в настройки большинства плагинов - разобраться с опцией фильтеринга или эквализации входящего сигнала. Реверб до определенной частоты (обычно низкой середины) в 500-600 Гц может быть легко затеряться в плотном миксе и одновременно загрязнить микс. Точно так же частоты выше 10 кГц не являются натуральными по части реверберации, так что можно спокойно обрезать и их. 

Если в ревербе нет фильтрации, можно использовать отдельный EQ рядом с плагином на return-канале. Это как раз такой случай, когда на инсерте такое выполнить невозможно. Фильтрация реверба была придумана на знаменитой студии Abbey Road.

При помощи фильтрации/эквализации можно получать разнообразные результаты, в зависимости от того, использованы они до или после реверба. Фильтруя входящий сигнал “до”, вы избавитесь от “грязи” перед тем, как она попадет в реверб и звук станет более грязным и замыленным. Тем не менее, некоторые ревербы создают собственные субгармоники и резонансы (особенно если плагин оснащен сатуратором), что может вызвать необходимость использовать эквалайзер и “после”.

 

4. Неверный выбор типа реверберации

Даже если разные ревербы широко используются для одних и тех же нужд, их разнообразие может добавить звуку особый вкус. 

Существует 6 основных типов: Room, Hall, Chamber, Plate, Ambience, и Non-linear. Я бы добавил еще один: пружинный (Spring) реверб, который звучит очень по-особенному и чаще всего применяется в составе гитарного усилителя.


Так выглядит аналоговый пружинный реверб изнутри

Каждый тип реверберации, который вы используете, зависит в основном от того эффекта, который вы хотите получить в итоге. Если цель - создание небольшого единого пространства, которое “склеит” вместе все дорожки, сочный Plate, скорее всего, будет совершенно не в тему, тогда как хорошо настроенный Room будет незаметно работать в нужном направлении. Точно так же аккуратность Room’а скорее всего не сможет отобразить стильного шелка от Plate или Hall на лидирующем вокале.

Многие встроенные в DAW плагины оснащены несколькими типами реверберации на выбор. Сторонние производители создают еще больше интересных эмуляций, от реалистичных до совершенно невообразимых пространств, пружинной реверберации и даже больше.

Если вы не хотите тратиться на дорогостоящие плагины, мультизадачный ValHalla Vintage Verb может стать наилучшим выбором. Он оснащен опциями каждого типа реверберации, которые необходимы, и в нем легко использовать фильтры и модуляцию.

 

5. Недостаточная вариативность

С таким количеством разнообразных реверб-плагинов, зачем ограничивать себя всего одним?

Как вам такой сценарий? Микс содержит в себе барабаны и ритмическую гитару, “склеенные” Room’ом, но при этом бас звучит в моно. Вокал обработан классным винтажным Chamber, бэк выкручен им же на полную катушку. Лидирующая гитара содержит драматический Spring, а другие струнные подслащены длинным Hall. Звучит по-сумасшедшему? Нет! Именно так чаще всего настраиваются хорошие композиции.

 

6. Использование реверба вместо дилея

У меня были клиенты, которые присылали референс и просили сделать такой же реверб. Но когда я слушал трек, то понимал, что это никакой не реверб, а именно дилей. Для таких действий, как смягчение лидирующего вокала или придание чувства пространственности дилей может стать лучшим инструментом работы. Параметр Decay здесь использовать легче, к тому же, именно в дилее звук получается менее замыленным, чем это может получиться с ревербом. Если вам необходимо мягкое пространство, которое в то же время звучит отчетливо, дилей - наилучший выбор.

---

Правильная настройка реверберации иногда очень сложна, но я надеюсь, что после прочтения этой статьи вам станет понятнее, что нужно делать.

В общем-то, основной принцип довольно прост: спросите себя, чего вы хотите добиться, когда добавляете реверб, и используйте этот ответ для выбора нужных плагинов и их настроек.

Источник

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено