Получи доступ в PRO.zwook со скидкой 10К с 22 по 30 апреля. Большой скидон в честь ДР проекта.
ПОДРОБНЕЕ

Звуки "Дюны": интервью с Хансом Циммером

Ханс Циммер – гений создания саундтреков к фильмам. Неординарный, дотошный, создающий новые миры. Известный за то, что отказался от обычного оркестрового продакшена и создал инновационный подход, используя электронику. За кулисами любого фильма нами открывается целый мир звука, сотни людей работают над атмосферой – на которую многие не обращают внимания, но она есть и она завораживает зрителя. "Гладиатор", "Интерстеллар", "Начало" – это всего три из десятков фильмов, которые были озвучены Хансом и его командой.


"Дюна" – один из самых интересных научно-фантастических проектов прошлого года. О фильме было много споров, но саундтрек был великолепен 100%, особенно кайфанули от него те, кто пошел в хороший кинотеатр. Как создавались интересные звуки пустынной планеты, рассказывается в видеоинтервью. Мы перевели его на русский: текст ниже.

Сложно читать текст без видео, поэтому постарайтесь одновременно смотреть и его: там есть примеры из фильмов, игра на инструментах и вокал. Но можно и так: в тексте много интересных моментов, которые заинтересуют любого музыканта. Это подход совсем не с той стороны, к которой мы привыкли, свежий взляд и даже некоторая храбрость. Кто знает английский, вам повезло, видео крутое, наслаждайтесь.

...Возможно, в будущем у нас не будет квадратичной музыки, может быть, как более совершенные человеческие существа, нам не будет нужна электронная музыка, чтобы получать удовольствие. Это может быть что-то намного более прогрессивное.

И почему они электронные? Потому что я люблю создавать звуки ударных...

Я - Ханс Циммер, и это интервью о том, как мы создали саундтрек к фильму «Дюна». Я прочитал книгу, когда был 14-летним подростком. И мне очень понравилось. Потом я посмотрел версию Дэвида Линча, никогда не смотрел TV версию, не слышал и музыку. Потому что у меня в голове уже было видение звука этого мира.

Моей задачей было забыть о том, что я уже вырос, не быть взрослым мужчиной, который сделал саундтреки ко многим фильмам, а в каком-то смысле регрессировать, снова стать безрассудным 13-летним подростком. И писать музыку, как 13-летний подросток.

Мне кажется, что выдержать мое поведение было трудной задачей для всех остальных, а вот я получил удовольствие. Я помню, как 13-летний я ходил смотреть научно-фантастические фильмы и говорил «Почему все эти фильмы сопровождаются европейским оркестром? Оркестровые партии, романский период, соответствующие тональности!

*играют оркестровые саундтреки к «Космической одиссее», «Стар треку», «Звездным войнам» и пр.*

Мы же на другой планете, в другой культуре, мы в будущем! 

Всё было записано во время COVID’а, которое, как ни странно, освободило нас, потому что каждый из нас наконец-то мог работать каждый в своем пространстве, при этом мы все могли постоянно быть на связи. Часть команды была в Лондоне, часть – в Вене. Это был по-настоящему международный подход к работе.

Изобретение новых звуков

Вы знаете, в фильме «Начало» люди говорят о «браам»-эффекте (ищите Braam sound effect). Я придумал этот звук, но он ничего не означает. Крис Нолан сделал описание этого звука в сценарии фильма. Это была идея показать, как время замедляется. Мы арендовали студию на следующий день, пригласили 10 артистов духового оркестра, а посередине комнаты стояло пианино, с кирпичом на педали сустейна. Затем духовые играли прямо в пианино, из-за этого все его струны начинали вибрировать – это был звук «Начала».

Что я всегда хотел делать – это изобретать инструменты, которых не существует. Создавать звуки, которых не существует. Например, я работал с одним парнем по имени Час Смит. Он и великий скульптор, и великий музыкант. И он создает музыкальные скульптуры, на которых можно играть, как на скрипке, или ударяя по ним, но также есть еще еще одна сложная штука. В Северной Калифорнии он самостоятельно построил дом, который является музыкальным инструментом. Многие из деталей – что-то типа металлических структур, с которыми можно работать нетрадиционными способами.

*звуки из «Дюны», где использовался этот инструмент*

Вот так у меня появился набор экзотических построенных с нуля и синтезированных инструментов. Я помню, как сказал Тине Гроу, моей виолончелистке: «Я хочу, чтобы твоя виолончель звучала, как тибетский военный рог».

*звуки из «Дюны», где использовался этот инструмент*

Я не знаю, существует ли тибетский военный рог вообще, но она поняла идею. Мы создали что-то типа электронных комнатных резонаторов.

В целом и общем, всё это было только рамкой для одной вещи, которая, как я считал, важна больше всего в этом мире: человеческого голоса. Одна вещь, которая никогда не устареет, одна вещь, которая будет актуальна в будущем.

Вокал 

*вокал с обертонным пением*

Вопрос: «Как вы создали голос сардукар? Был ли там более, чем один голос?»

*Смеется*. Да, только один голос. Это парень по имени Майкл, фантастический певец. У нас был язык, написанный лингвистом. Всё остальное - технология. Если вы злоупотребляете компрессией, звук получается такой, как будто вы бьетесь лбом о дверную раму. Вам нужно много времени, чтобы прийти в себя :) Получается, компрессору нужно время, чтобы восстановиться, когда вы ударяете голосом Майкла по нему. Мы взяли каждый отдельный слог, растянули его и оставили пробелы в звуке, и затем ударили по каждому из них компрессором, в итоге получился очень опасный и жестокий голос.

Естественно, я совершенно трансформировал его голос в нечто больше похожее на пушечное ядро, летящее вам в голову. В качестве эксперимента я показал звук Дениз Моррисон. Её реакция была такая: «Оу, это может быть интересной идеей для начала фильма». Используя этот голос вместо красивого фанфарного европейского оркестра, вы, конечно, понимаете, что мы покажем вам темную, мистическую историю, отличную от других, но вы не до конца поймете, это человеческий голос, или он за пределами человеческого?

Вы хотите пригласить свою аудиторию поучаствовать в приключении. Вы хотите пригласить их в путешествие. И вам нужно сделать это в самом начале. Вы должны сказать: это не должно быть чем-то, что люди будут ожидать. Это будет другое, это будет интересно. И я сделал то же самое с «Королём Львом» со своим другом Лебо, где вдруг из черного экрана вы слышите этот прекрасный голос из Африки. И вы сразу понимаете, что в фильме не будет принцесс в классическом смысле.

Фильм развивается своим собственным, секретным способом, при помощи женских персонажей. Они могут быть не главными героями, но они лежат в основе всего, что вы испытываете во время просмотра фильма. И я встретили Луару Котлер, экстраординарную вокалистку.

*Вставка из другой сцены, закадровый голос:

«Тина хочет быть в «Интерстеллар», Лиса - «Гладиатор», наверное. А так же мы сделаем «Темного феникса» и «Дюнкёрк» с Луарой».

Ханс Циммер: «Ох***нно!»*

Это, дамы и господа, героическая Луара Котлер.

Луара: «Когда тебя просят сделать то, что никак не вписывается в традиционные способы того, как работает голос, и ты говоришь «да» тому, что в твоем понимании является совершенным безумием… Начинают происходить восхитительные вещи.»

Ханс Циммер: «В истории Луаре есть кое-что ещё: у неё особенный тип вокала, который совершенно неординарен. Ты можешь, пожалуйста, продемонстрировать эту ритмическую штуку?»

*Луара демонстрирует свой невероятный вариант ритмического классического пения «коннакол»*

Ханс Циммер: «Мы говорили о том, что у «Дюны» будет собственный ритм. Естественно, я нашел женщину, которая знает всё о ритме и закончит своё выступление криком баньши».

*Луара демонстрирует своё видение голоса ирландского мифического существа*

Ханс Циммер: «Тут есть мощь, тут есть сила, которая ударит по вам без всяких компрессоров и ревёрбов, и вот этого всего. И это всё – в её голосе».

Волынка

Когда я впервые увидел их /главных героев/ прибывающими на планету Арракис, и увидел волынщика, я подумал «Ну конечно, они же королевская семья!». То есть, обычно у вас есть какие-нибудь фанфары, трубадуры, геральдика, новый правитель. Но волынка – это не просто шотландский, кельтский или ирландский инструмент, но есть еще каледонская, испанская, среднеазиатская. Там, где у вас есть коза и кусок дерева, всё, что я могу сказать козе – будь осторожна, иначе из тебя получится хорошая волынка.

Волынка, которую вы слышите в фильме – это мой гитарист Гатри Гован, имитирующий волынку на своей гитаре :) И вдруг в фильме вы слышите еще 30 волынщиков, играющих одновременно.

Духовые

В фильме мы находимся в очень этническом мире. На нашей планете не так много дерева, но что мы делаем? Я сказал своему флейтисту Педро Исташу: «Не играй на флейте, как на флейте. Играй так, как будто ветер свистит между пустынными дюнами».

Вы спросите меня как была достигнута цель, и я скажу, что мы все – коллеги, и мы сделали это вместе. Вот как это работает.

Флейтист: «Я гарантирую вам только одну вещь: я буду говорить только правду. Это – дудук. Это очень, очень древний инструмент.»

*играет на дудуке*

Ханс Циммер: «Это партия из Гладиатора, кстати. Очень круто! *смеется* Мы знали, что у нас получится, и я ему сказал: я не хочу, чтобы ты играл на флейте. Ты можешь сделать звук дующего ветра?

Ну, еще много вещей было сделано. Было много походов в хозяйственные магазины. ПВХ – твой друг. Трубы ПВХ!

Флейтист: «Я сделал басовый дудук, засунув мундштук в очень длинную ПВХ трубу. И я обрезал её, чтобы получать разные тембры. Это инструмент, которого ранее не существовало.

Я делаю вещи, которые могут делать немногие люди в этом мире. Он дал мне задание, и я ему сказал: да, конечно, я могу это сделать! Он спросил: «ты можешь создать звук воздуха?» Я сказал: «да-да, я могу!». Но как ты можешь создавать гласные, пока ты изображаешь воздух с помощью флейты? И я такой: неее, пожалуйста, не делай это со мной… И… *дует во флейту*»

*показан пример из фильма*

Флейтист: «Мо сделали это из пикколо, этой большой жирной мамы, посмотрите, на стене висит. Это флейта-контрабас. И еще я помню, как я прислал ему 89 файлов только с дудуками».

Ханс Циммер: «Потому что никто ранее такого не делал. Вы привыкли видеть, ну например, 32 скрипки, 14 виолончелей. 6 контрабасов. Обычный бетховенский оркестр. А теперь представьте, что вы это сделали с помощью вот этих всех инструментов. *показывает на флейты*. Как это будет звучать!»

*показан пример из фильма*

Флейтист: «Я еще играл на этой штуке *показывает духовой инструмент*. Я не буду на ней сейчас играть, это вам уши взорвет и вообще всё тут снесёт. Поверьте, я вам оказываю услугу.»

Ханс Циммер: «Да поиграй уже на ней! Я просто хочу послушать немного»

*странная игра на высоких тонах*

Флейтист: «Он меня заставил играть на нотах, которых я раньше не слышал. На высоких! Он не знает этого, но он нас заставляет!»

Ханс Циммер: «Этот инструмент, кстати, частично является волынкой. Нет, это не волынка! То, что вы слышите – это не то, что вы видите!» *смеется*

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм