Квинтовый круг тональностей

Квинтовый круг тональностей - это схема, изображающая родство минорных и мажорных тональностей по отношению друг к другу. Если вы связаны с музыкой, диджеингом или созданием треков, но у вас нет времени на заучивание теории, советуем начать с квинтового круга, как с отправной точки гармоничности будущих треков. Ведь, если вы всерьез увлечены музыкой, вам не обойтись без знаний гармонического сведения.

Диджеи используют его в сведении - треки, родственные по тональности, идеально вписываются в микс. Музыканты используют квинтовый круг для построения аккордов и сочетания партий с разной тональностью.

Чтобы понять, как воспользоваться квинтовым кругом, рассмотрим возможный переход из тональности A minor. Согласно квинтовому кругу, переходы в тональности D minor, E minor и т.д наиболее гармоничны. Таким образом, нам доступен переход в исходную тональность C major или смещение по кругу, вверх или вниз, в другие тональности.

Теперь, когда вам известно предназначение квинтового круга, стоит разобраться в направлениях переходов. Смещение влево (вниз) понижает тональность, вправо (вверх) - повышает ее, меняется и эмоциональный окрас композиции.

Таким образом, квинтовый круг помогает переходить из мажора в минор, обратно, и между родственными тональностями обоих ладов.

Перемещаясь из внешнего круга во внутренний, мы переходим из мажора в минор и обратно. Перемещаясь исключительно вверх и вниз, получаем родственные тональности каждого лада.

С опытом у вас отпадет необходимость каждый раз заглядывать в квинтовый круг, так как тренируя слух, вы научитесь менять тональность, как вам хочется. Вы заметите, что аккорды и тональности естественным образом тяготеют друг к другу. А на начальных этапах квинтовый круг станет вам незаменимым помощником.

Разбирайте аккорды

Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.

Разберем аккорд C major. Предположим, что с этого аккорда начинается партия. Чтобы определить тональность  партии, найдем тонику первого аккорда. Тоникой называется первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда, это нота C (До), собственно поэтому он называется C major. Если с этого аккорда начинается партия, то ее тональностью становится тональность первого аккорда - C major.

Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.

Такие переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов -  это тональность аккорда или ноты, с которых началась партия. В нашем примере - C major.

Еще проще найти тональность семпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост - они сканируют папки с музыкой и показывают тональность. Группируйте композиции и добавляйте  теги чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для семплов, треков и акапелл.

Используйте плагины

Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые  справляются с задачей поиска тональности.

В коммерческих семпл-паках указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.

Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала - тонику, определяющую тональность.

В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 - это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.

Ищите устойчивые ступени

Именно они определяют тональность всей партии.

В рассматриваемом ранее аккорде C major видны три устойчивые ступени, это ноты образующие аккорд C major в октаве (ноты До, Ми и Соль). Остальные ноты в октаве (Ре, Фа, Ля, Си) называются неустойчивыми ступенями.

Второй аккорд A minor. В нем, устойчивые ступени это Ля (тоника), До-диез (черная клавиша) и Ми.

А теперь, рассмотрим обе тональности для тоники баса. Нам известна тоника - E1, но ее недостаточно для определения - играет бас в minor или major?

Так, если бас-линия играет в тональности E major, то в ее партии будут встречаться устойчивые ступени - Ми, Соль-диез и Си, а для тональности E minor - Ми, Соль и Си. Задача состоит в том, чтобы выявить устойчивые ступени в басовой линии.

Достаточно найти только вторую устойчивую ступень, разница которой, составляет полутон для minor и major соответственно. Неважно, насколько сложна мелодия партии - в ней всегда встречаются устойчивые ступени, часто в разных октавах.

После нахождения тональности  баса, воспользуемся квинтовым кругом. Повысим или понизим тональность баса в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или спада. Теперь, подыгрывать ему на синтезаторе проще, в той же или родственной тональности.

А напоследок, не помешает закрепить главные термины:

  • Тоника - первая ступень (нота) аккорда или мелодии
  • Ступень - ноты, составляющие гармонический лад (minor или major)
  • Тональность определяется тремя устойчивыми ступенями аккорда или мелодии - ступенями из которых строится аккорд (трезвучие)

Важно научиться пользоваться квинтовым кругом и определять тональности инструментов. Это позволит вам взглянуть на секвенсор по-новому и преодолеть барьер мелодичности и гармоничности треков.

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено