Кварто-квинтовый круг тональностей - схема, изображающая родство мажорных и минорных тональностей по отношению друг к другу.
Если вы связаны с музыкой, диджеингом или созданием треков, но у вас нет времени на заучивание теории, советуем начать с квинтового круга, как с отправной точки гармоничности будущих треков. Ведь, если вы всерьез увлечены музыкой, вам не обойтись без знаний гармонического сведения.
Диджеи используют его в сведении - треки, родственные по тональности, идеально вписываются в микс. Музыканты используют квинтовый круг для построения аккордов и сочетания партий с разной тональностью.
Квинтовый круг состоит из внешнего (мажорного) и внутреннего (минорного). Перемещаясь по тональностям определенным образом, мы получаем гармоничное звучание. Это используют для выбора тональности следующего трека в миксе или подбора следующего аккорда в гармонии трека.
Квинтовый круг минорных тональностей расположен во внутреннем кольце. Перемещаясь влево или вправо от исходной минорной тональности, мы используем только минорный квинтовый круг, а значит получаем только минорные тональности.
Перемещением вверх или вниз, мы переходим в квинтовый круг мажорных тональностей, меняя гармонический лад.
Рассмотрим возможный переход из тональности С major. Согласно квинтовому кругу, переходы в тональности F major, G major и A minor наиболее гармоничны. Таким образом, нам доступен переход в родственные тональности по отношению к C major.
Перемещаясь из внешнего круга во внутренний, мы переходим из мажора в минор и обратно. Перемещаясь исключительно вверх и вниз, получаем родственные тональности каждого лада.
С опытом у вас отпадет необходимость каждый раз заглядывать в квинтовый круг, так как тренируя слух, вы научитесь менять тональность, как вам хочется. Вы заметите, что аккорды и тональности естественным образом тяготеют друг к другу. А на начальных этапах квинтовый круг станет вам незаменимым помощником.
Если вы не понимаете, что такое тональность и откуда она берется, рассмотрим пример на аккордах.
Разберем аккорд C major. Предположим, что с этого аккорда начинается партия. Чтобы определить тональность партии, найдем тонику первого аккорда. Тоникой называется первая нота аккорда (слева направо). Для текущего аккорда, это нота C (До), собственно поэтому он называется C major. Если с этого аккорда начинается партия, то ее тональностью становится тональность первого аккорда - C major.
Но что, если мы отредактируем midi клип партии чтобы перейти в другую тональность, например в minor? В этом случае нам поможет квинтовый круг. Согласно внутреннему кругу, в котором расположены минорные тональности, мы перейдем из C major в A minor.
Такие переходы бесконечны. Помните, что тональность мелодии или последовательности аккордов - это тональность аккорда или ноты, с которых началась партия. В нашем примере - C major.
Еще проще найти тональность семпла или трека с помощью специальных утилит. Принцип работы таких программ прост - они сканируют папки с музыкой и показывают тональность. Группируйте композиции и добавляйте теги чтобы поддерживать порядок в вашей коллекции. Программы подходят для семплов, треков и акапелл.
Колесо тональностей камелот - еще одна версия схемы, которая объединяет в себе квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. Оно адаптировано для диджеинга и подходит для гармонического сведения.
Колесо камелота и сведение в тональность неразрывно связаны. Эта техника используется диджеями по всему миру. Задача диджея осуществлять плавные переходы между треками в своих сетах. Когда треки находятся в одинаковом или смежных ключах, переход становится менее заметным.
Если вы разобрались с тональностями и поняли принцип квинтового круга, пришло время воспользоваться этим в секвенсоре. Опытные музыканты способны определять тональность на слух. Если вы еще не достигли таких высот, пользуйтесь анализаторами, которые справляются с задачей поиска тональности.
В коммерческих коллекциях семплов указывается тональность для каждого семпла. Но что делать, если у понравившегося звука отсутствует такая информация? Например, вам понравилась бас-линия, которую вы хотели бы использовать в треке. Найдем тональность баса, чтобы подыграть на синтезаторе. Руководствуясь принципом поиска тональности, с которым вы познакомились ранее, вы сможете легко найти тональность семплов из вашей библиотеки.
Итак, повесив анализатор на дорожку с басом, найдем частоту первой ноты. Анализатор определит самую громкую гармонику сигнала - тонику, определяющую тональность.
В данном случае она расположена на частоте 80,15 Hz. Согласно частоте E1 - это тоника ноты. Таким образом, тоника баса приходится на ноту E (Ми). Мы нашли тонику, но не тональность. Чтобы найти тональность, придется прибегнуть к теории.
Именно они определяют тональность всей партии.
В рассматриваемом ранее аккорде C major видны три устойчивые ступени, это ноты образующие аккорд C major в октаве (ноты До, Ми и Соль). Остальные ноты в октаве (Ре, Фа, Ля, Си) называются неустойчивыми ступенями.
Второй аккорд A minor. В нем, устойчивые ступени это Ля (тоника), До-диез (черная клавиша) и Ми.
А теперь, рассмотрим обе тональности для тоники баса. Нам известна тоника - E1, но ее недостаточно для определения - играет бас в minor или major?
Так, если бас-линия играет в тональности E major, то в ее партии будут встречаться устойчивые ступени - Ми, Соль-диез и Си, а для тональности E minor - Ми, Соль и Си. Задача состоит в том, чтобы выявить устойчивые ступени в басовой линии.
Достаточно найти только вторую устойчивую ступень, разница которой, составляет полутон для minor и major соответственно. Неважно, насколько сложна мелодия партии - в ней всегда встречаются устойчивые ступени, часто в разных октавах.
После нахождения тональности баса, воспользуемся квинтовым кругом. Повысим или понизим тональность баса в треке, чтобы добиться эмоционального подъема или спада. Теперь, подыгрывать ему на синтезаторе проще, в той же или родственной тональности.
А напоследок, не помешает закрепить главные термины:
Важно научиться пользоваться квинтовым кругом и определять тональности инструментов. Это позволит вам взглянуть на секвенсор по-новому и преодолеть барьер мелодичности и гармоничности треков.