Настройка главных ревербераций в треке, часть 3

В электронной музыке очень редко требуется убрать реверберацию. Эта процедура может пригодиться, когда в миксе нужно разместить самостоятельно записанный голос или акустические инструменты типа гитары или барабанов, которые в любом случае будут иметь свою, ненужную нам, реверберацию. Иногда бывает и так, что скачанный крутой семпл уже содержит в себе пространственную обработку, которая никак не хочет вписываться в микс.

Бороться с реверберацией в процессе записи инструментов трудно и в условиях средней домашней студии практически нереально. Если записать гитару в помещении с обитыми поролоном стенами еще можно, потому что такое демпфирование подходит под её частотный диапазон, то в случае с ударными и голосом – нет. Их поглощение требует либо очень толстого поролона, либо дорогостоящих мембранных или активных ловушек, правильно расставленных в помещении с учетом ранних и поздних отражений.

Оптимальный вариант для всех, у кого нет доступа к хорошей студии – использование специальных dereverb-плагинов. Музыканты, работающие с живыми инструментами, с большим скепсисом относятся к таким методикам, поскольку они потенциально могут изменить звук в худшую сторону. В акустической музыке огромную важность играет чистота звука и неприкосновенность его тембра, например, важно сохранить “характер” определенной гитары. Однако зачастую консерваторы забывают о постоянно развивающейся индустрии и о том, что гиганты вроде iZotope давно внедряют в свои продукты самые передовые алгоритмы, включая искусственный интеллект и самообучение. Подобные плагины достаточно аккуратно удаляют из семпла реверберацию, не искажая его.

Избегать реставрационных плагинов данного типа не нужно еще и потому, что в электронной музыке искаженный тембр запросто сойдет за художественный прием. И если получилось, что после процедуры дереверберации семпл немного изменил свое звучание, всегда можно креативно это обыграть и выдать недостаток за преимущество.

iZotope RX Dereverb – самый мощный на сегодня инструмент, позволяющий аккуратно удалить реверберацию. Принцип его работы схож с шумоподавителями и основан на анализе звукового профиля, в котором содержатся отражения. Плагин анализирует звук и пытается найти в нем паттерны импульсных откликов из типовых помещений, в которых обычно происходит запись, и отделяет от них чистый сигнал. Серия RX пережила уже 6 глобальных обновлений и пользуется большим спросом, так что сомневаться в качестве этого инструмента не приходится.

Плагин может удивлять своей простотой, отсутствием массивов из непонятных ручек и графиков, и произвести впечатление неэффективного. Это не так. Особенность RX Dereverb в том, что он не требует от пользователя глубокого вникания и делает все сам. Это не чудо-плагин и не кнопка «сделать супер», но, тем не менее, он сочетает в себе простоту и эффективность.

Наиболее важный параметр этого плагина – Learn. Он позволяет загрузить пример реверберации и обучить алгоритм на её удаление. Порядок действий такой: выделяем на таймлайне семпла участок, где отражения звучат в более-менее чистом виде. Обычно это так называемый «хвост реверберации», расположенный в конце и идущий на спад:

После этого в плагине нужно активировать кнопку Learn и нажать Play, чтобы алгоритм “обучился”:

Паттерн отражений загружен и с ним можно начинать работу. В окне появилась динамичная форма волны, которая наглядно показывает ослабление отражений в определенном участке.

Теперь можно начинать тонкую настройку параметров, подбирая значение фейдеров. Ориентироваться придется на слух, так как исчерпывающего wave-анализатора, который мог бы отразить степень и количество отражений, плагин не предлагает.

За глубину обработки отвечает параметр Reduction. Сдвигая этот фейдер, можно регулировать мощность подавления исходя из задачи. Если деликатная обработка не нужна, то можно обойтись его сдвиганием в крайнее положение. В таком случае реверберация исчезнет полностью, но вместе с ней пострадает полезный сигнал и его тембр исказится. Для тонкой настройки нужно аккуратно подобрать значение и переходить к следующему этапу.

Фейдеры Low, Low-mid, High-mid и High отвечают за подавление реверберации в конкретных частотных полосах. Подбирать их значения нужно опять-таки на слух.

Tail Length (s) – время обработки сигнала в секундах.

Artefact smoothing – сглаживание неестественных артефактов, которые могли возникнуть после экстремального подавления фейдером Reduction.

Enhance dry signal – уровень чистого сигнала, который алгоритм отделил от отраженного.

Output reverb only – подать на выход только реверберацию без чистого сигнала.

Подбирая эти значения, можно получить практически неискаженный сигнал без реверберации. Как говорилось выше, уделять слишком много внимания артефактам не нужно, их всегда можно спрятать в миксе. Гораздо важнее ориентироваться на итоговое звучание обработанного семпла в финальной версии трека.

Видео входит в другие курсы

1 комментарий
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено