9 распространенных ошибок при компрессии

Обладатель премии Grammy Брюс Швейден сказал одну знаменитую фразу: “Компрессия – это детский сад”.

Но скажу вам правду: компрессия оказывает большое влияние на звучание. И если вы хотите стать обладателями современного саунда, ее необходимо использовать.

Но овладение искусством компрессии – непростая задача. На сегодня у нас есть: сотни плагинов на выбор, десятки параметров, в которых нужно разобраться, и еще больше комбинаций, которые могут повлиять на звук.

С таким количеством опций легко растеряться. И еще проще начать делать ошибки, которые могут превратить микс в плоский, безжизненный блин.

Избегайте этих девяти пунктов, и тогда не о чем будет беспокоиться. После определенной практики вы сможете компрессировать, как профи.

1. ЗАСТРЕВАНИЕ В ПРОШЛОМ

Если я увижу еще одну хитовую реплику знаменитого 1176, я, наверное, уйду на пенсию (1176 был выпущен 50 лет назад).

Да, он был прекрасен для своего времени. Но разве на сегодняшний день не существует более крутых плагинов? Никто не усовершенствовал конструкцию компрессора за последние 50 лет?

Никакая индустрия не романтизирует прошлое так, как это делает музыкальный продакшен. Публицисты не переиздают печатные машины, чтобы максимально приблизиться к качеству гуттенбергского пресса. Потому что сегодня у нас есть интернет, и он используется СМИ по максимуму.

Если вы пытаетесь найти лучшую реплику древнего компрессора, вы зашли не в те дебри: многие современные плагины работают куда лучше винтажных версий. Они более вариативны и звучат лучше.

2. СЛИШКОМ КОРОТКАЯ АТАКА

Очень соблазнительно взять и выставить быстрое время атаки, которое может равномерно уложить дорожку в микс с минимальным количеством усилий. Поэтому на многих плагинах по дефолту этот параметр выставлен на минимум.

Так в чем же проблема? В том, что быстрая атака убивает транзиенты.

Например, в началах нот всегда есть короткие всплески, особенно в ярких pluck'ах на пике удара струны, при ударе палочки о барабан, переливах в вокальной партии. Транзиенты дают музыке энергию и жизнь. Удаляя их из партии, вы делаете трек плоским и неинтересным.

Известный музыкальный продюсер Брюс Швейден (цитату которого мы привели в начале статьи) старается вообще не использовать компрессию. Для него риск приношения транзиентов в жертву не стоит того.

Мы, конечно, не настолько радикальны, поэтому просто рекомендуем увеличить время атаки. Это позволит компрессору дать транзиентам пройти перед сжатием.

В результате вы получите все выгоды компрессии, оставляя место для того самого грува, который заставляет людей танцевать.

3. КОМПРЕССИЯ ВНЕ КОНТЕКСТА

Когда вы настраиваете компрессор, бывает трудно услышать небольшие изменения. Многие миксеры работают с партией в режиме соло, чтобы четче слышать изменения. Когда другие дорожки не мешают, работа идет куда лучше. Результаты компрессии вроде бы как более очевидны.

Однако кнопка “Solo” вырывает дорожку из контекста, который необходим для принятия правильных решений в сведении.

В результате обработки в режиме соло звуки будут лучше сами по себе. В лучшем случае будет необходима дополнительная доработка. В худшем – вы пойдете в совершенно неправильном направлении.

Например, дорожкам часто требуется гораздо больше сжатия, чем вы применили изначально, а «недо-компрессия» делает звуки дрожащими и нестабильными во время прослушивания в миксе.

Совершенно неважно, как трек звучит в соло. Все, что имеет значение, это как он звучит во всем миксе.

Избегайте кнопки “Solo” во время компрессии. Старайтесь принимать решения внутри контекста, вместе с играющими другими дорожками. Сначала это может показаться сложным, но в итоге это приведет к правильным звуковым решениям.


4. КОМПРЕССИЯ НА ВСЕХ ДОРОЖКАХ

Как кетчуп. Фактически, он мне очень нравится, но компрессия – это не кетчуп. Но некоторые люди его обожают. И их страсть к кетчупу заходит дальше бургеров и картошки-фри. Они добавляют его во всё. Яйца, бекон, луковые кольца…

И еще раз: компрессия – это не кетчуп. Обработайте каждый трек, и получите зажатый, безжизненный микс. Всегда обосновывайте для себя, почему она нужна. И не бойтесь оставлять дорожку в покое. Многие из них, включая обработанные дисторшеном гитары, драм-лупы и виртуальные инструменты, будут звучать хорошо и без компрессии. Если что-то не сломано, не следует это чинить.


5. СЛИШКОМ ГРОМКИЙ МОНИТОРИНГ

Когда вы включаете мониторы погромче, очень легко услышать все детали; дорожки звучат чисто, трек качает. И вы чувствуете себя профи.

Снизьте громкость, и вдруг вы потеряете множество деталей. Например, когда певица переходит на нижний регистр, голос приглушается. Динамическая гитарная партия станет дрожать и потеряет силу. И, внезапно, вы больше не чувствуете себя профи.

Зато вы начинаете работать тяжелее - и уделять компрессии гораздо больше времени. Это хорошо, и приведет к тому, что микс будет звучать хорошо на любой громкости. Заставляйте себя сводить на низкой громкости, и ваши миксы значительно улучшатся.

Как видите, не один Никита говорит о том, как важно сведение на низкой громкости – этой техникой делятся и зарубежные учителя. Внедряйте систему СУРА в вашу музыкальную жизнь, и встанете на новую ступеньку в улучшении своего звучания (прим. переводчика).


6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПРЕССИИ В КАЧЕСТВЕ КОСТЫЛЯ

Постоянная опора на компрессию для улучшения читаемости дорожки приведет к застреванию на любительском уровне, а ваши треки всегда будут звучать плоско и безжизненно.

Аккуратно подожмите партию, чтобы 80-90% звуков вышли на поверхность. Дорожки должны звучать хорошо еще до того, как вы начнете работать с громкостью. Затем, используя автоматизацию громкости, подтяните те слова и фразы, которые «потерялись». Поднимите все детали, которые пропустил компрессор.

Даже самый лучший компрессор не заменит фейдер громкости: они оба играют важную роль в сведении. Используйте их вместе.


7. НЕКОНТРОЛИРУЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MULTIBAND

Мастеринг-инженер Джон Скрип называет multiband-комрессию «убей-группу-компрессия» (maul-the-band compression)

Хотя многие миксеры либерально относятся к мультибэнду, я считаю, что это скорее инструмент для решения проблем. Я применяю ее только в крайних случаях, потому что она имеет ряд побочных эффектов: артефактов и фазовых искажений. В большинстве случаев обычная компрессия – это лучший вариант.

Мой вам совет: сначала научитесь компрессировать на стандартном плагине. Если вы хотите использовать multiband, у этого должна быть причина. Больше параметров не означает лучшее звучание.


8. ПРИМЕНЕНИЕ НА МИКС- ИЛИ МАСТЕР-ШИНЕ


Видели, как работает маляр? Профессиональные маляры работают слоями. Компрессия – это как покраска стены: для лучшего результата всегда работайте с леерингом. В самом начале художники накладывают базу на холст. Затем добавляется несколько слоев краски, и в конце – небольшие мазки в местах, где ее не хватает.

Компрессия работает точно так же: для лучшего результата необходимо более точечное использование.

Многие миксеры слишком увлекаются сведением уже на финишной прямой. Если им хочется побольше громкости, они кидают компрессор и лимитер на микс-шину и хорошенько поджимают весь трек. В результате получается бездушная, перегруженная композиция.

Вместо этого компрессируйте сцены. Снимите несколько децибел с каждой дорожки, еще немного на групповых шинах (имеется ввиду, при помощи компрессора – прим. переводчика). И, наконец, мягко отполируйте микс-шину.

Этот подход принесет больше результатов. И, как ни странно, чаще всего именно так вы получите больше громкости без перегрузки.


9. ВЫ НЕ ОТСТРАИВАЕТЕ ГРОМКОСТЬ ПОСЛЕ ОБРАБОТКИ

Большинство компрессоров снабжены функцией «Makeup gain», которая позволяет поднять громкость дорожки после того, как она была обработана. Эта опция может быть опасной: добавив слишком много makeup’а, ваш звук будет громче изначального. Как следствие, вам будет очень сложно понять, как именно сработал компрессор, и внес ли он вообще какие-либо изменения.

Сравнив качество звучания до компрессии и после, вы, возможно, предпочтете дорожку после обработки. Но она действительно звучит лучше, или просто громче? Очень сложно определить это без соответствующей отстройки. Иногда компрессор вообще не срабатывает, и даже делает звучание хуже, но вы этого не слышите.

Чтобы избежать этой ловушки, всегда выставляйте на слух точно такой же уровень громкости, как и до компрессии: это поможет принимать верные решения и улучшит общий уровень звучания.


Автор статьи: Jason Moss

Оригинал: PRO AUDIO FILES

13 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено