Получи доступ в PRO.zwook со скидкой 10К с 22 по 30 апреля. Большой скидон в честь ДР проекта.
ПОДРОБНЕЕ

Берегите уши, уши берегите!

Всем нам наверняка знакома следующая ситуация - приходя домой после бурной ночи, проведенной в клубе, ложась спать, в голове, вместо ожидаемой тишины и покоя, мы слышим этот противный звук :”шшшшшш!” И как не старайся, невозможно абстрагироваться и перестать обращать внимание на этот шум. Именно в эти моменты происходят необратимые изменения в ваших слуховых клетках, а точнее их гибель. А нервные клетки, как известно, не восстанавливаются.

Но наивно будет полагать, что лишив себя источника такого мощного звука, как 5 киловатт аппарата на сцене, мы обезопасим себя от глухоты в предпенсионном возрасте. В группе риска находятся также те, кто очень любит слушать музыку в плеере на прогулке, и те, кто сидит по ночам над своими треками в наушниках, полируя звук – по сути дела все мы с вами. Так как уши для многих из нас являются рабочим органом, то сегодня я расскажу о том, как можно если не свести к нулю, то по-крайней мере минимизировать вредное воздействие громкого звука на слух.

Для начала я вкратце объясню, как происходит акустическая травма. Человеческое ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового канала, а также среднего и внутреннего уха, которые находятся внутри черепа. Звуковые волны, попадающие в ухо через слуховой канал, при помощи барабанной перепонки преобразуются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе, где эти колебания, в свою очередь, воспринимаются специальными слуховыми клетками в форме волосков. Они колеблются от колебания жидкости во внутреннем ухе и трансформируются в нервные импульсы, воспринимаемые мозгом как звук.

 

В нашем ухе есть защитный механизм, препятствующий повреждению внутреннего уха – две мышцы в барабанной перепонке при воздействии громких звуков сокращаются и перекрывают доступ чрезмерно сильных волн во внутреннее ухо. Если же такой звук воздействует долго, то эти мышцы, как любые другие в вашем теле, устают и перестают справляться с возложенной на них задачей. В итоге мы получаем травму клеток-волосков которые и воспринимают звук и передают их в мозг. Отмечу, что наиболее опасные в травматическом отношении высокие и низкие частоты.

Не ошибусь, если предположу, что немногие из нас задумываются над этим вопросом. А если и задумываются, то уверены, что это может случиться с кем угодно, но только не с ними. Если я вас не убедил, то еще раз посмотрите «Все из-за Пита Тонга». Я же хочу дать вам несколько очень простых, но весьма эффективных советов как не попасть в историю, случившуюся с главным героем этого фильма.

Первое и самое основное правило – старайтесь уменьшить время работы и прослушивания музыки в наушниках, так как именно длительное воздействие высоких и низких частот приводит к травме слуховых клеток. Старайтесь больше работать на мониторах. Сведение в наушниках не только вредно, но и менее эффективно. Для адекватной оценки панорамы наушники слабо пригодны - спросите у профессионалов. Также сведение в наушниках искажает уровень низких частот. Конечно, полностью избежать сведения в наушниках, работая в домашней студии, невозможно, да и не нужно. Можно использовать наушники на ранних этапах создания трека или в работе над мелодией. Но это не должно быть вашим основным инструментом. И конечное сведение всегда делайте на мониторах. Также ошибочно думать, что сведение обязательно делать на большой громкости. Разделяю мнение многих профессионалов, что сводить материал нужно на таком уровне громкости, чтобы спокойная речь собеседника была хорошо слышна и понятна. Объясняется это весьма просто – такая громкость звука является адекватной и физиологичной для восприятий всех частот, заложенных в музыке. Все, что громче, вызывает искажение слухового восприятия.

Второе - выбор типа наушников. Давление, создаваемое звуковой волной в слуховом канале, также является прямым повреждающим фактором. Поэтому наушники открытого типа предпочтительнее закрытых. В таких наушниках избыточное звуковое давление отводится наружу, тогда как в закрытых всю мощь волны принимают на себя наши уши. Наиболее опасны наушники-вкладыши (или в простонародье «затычки»), а особенно те из них, которые вводятся внутрь слухового прохода. Их можно смело назвать «убийцами слуха». Вредно экономить на хороших наушниках - лечение слуха будет стоить в разы дороже, а результат такого лечения весьма сомнителен.

Третье – алкоголь и курение усиливают негативное влияние громкого звука на слух. А это, согласитесь, очень частое сочетание для клуба или рок-концерта. Поэтому я, как человек с медицинским образованием, настоятельно не рекомендую баловаться этими сомнительными удовольствиями часто.

Четвертое – если ваша профессиональная деятельность все таки неизбежно связана с наличием источников громкого звука, допустим, если вы занимаетесь созданием клубной музыки или регулярно диджеите на сцене, то не будет лишним находиться там в берушах (не во время вашего сета, конечно). Лично я давно не хожу на всевозможные мероприятия без пары беруш. Иногда качество звука от этого только выигрывает ;-D

 

 

Конечно же, потеря слуха - это процесс долгосрочный, и в этом его коварство. Мы часто не замечаем, что стали хуже слышать. Вот те «тревожные звоночки, при появлении которых стоит серьезно обеспокоиться и принимать меры для спасения слуха:

1) Неразборчивость речи собеседника. То есть речь вы слышите, но с трудом понимаете, что именно он говорит, особенно речь в определенном спектре частот, чаще мужская богатая низкими частотами. Это говорит о повреждении определенной группы клеток-волосков, отвечающих за восприятие конкретной частоты.

2) Появляющийся звон в ушах также свидетельствует о повреждении чувствительных клеток во внутреннем ухе.

3) Гиперчувствительность слуха на некоторых частотах. Допустим, очень ясно слышны ранее не заметные вещи – скрип двери, сминание газеты или шум воды. Не стоит этому радоваться и воспринимать, как утонченный слух. На самом деле - это все грозные признаки повреждения вашего слухового анализатора.

Если с вами происходит что-то подобное, то немедленно исключите работу в наушниках. Избегайте места с повышенным шумовым загрязнением, а если нет такой возможности, обязательно используйте беруши и обратитесь к врачу-сурдологу.

Слух - это наш дар природы. Изначально слух человеку нужен был для выживания в дикой природе, где иногда не было возможности увидеть «врага», но была возможность его услышать. И, коненчо же, наши уши не были рассчитаны на пребывание возле сабовой колонки всю ночь или для прослушивания хард-техно в наушниках. Этим даром нужно дорожить, а тем более, учитывая, что для многих из нас уши - это хлеб и кров ;-) Очень не хочется, чтобы место модных наушников через пару десятков лет занял слуховой аппарат.

 

---
Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

4 комментария
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • Полезная стаття ,
  • После первого раза, когда такое случилось, я стал искать способы решения этого вопроса и нашёл не просто обычные беруши, а акустические, которые достаточно ровно срезают громкость.
    Рекомендую посмотреть в сторону “Alpine music safe pro” или версии Classic, которой более чем достаточно.
    Божественная вещь, причём в них хорошо слышно речь того, кто находится рядом с тобой.
  • Беруши лучше делайте на заказ, не стоит доверять альпайнам и прочим бюджетным вариантам
  • А у меня и Alpine есть и заказные, оба одинаково хорошо справляются. Фильтры и там и там стандартные профессиональные
Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм