Что дают мелкие детали в треке?

Интересно, как много автоматизации, переходов, билдов, фоновых FX, атмосфер и текстур вы используете в своих треках?

Практически в любом жанре детали, даже самые мелкие, имеют огромное значение. Они насыщают трек, делают его интересным и наполненным, цепляют внимание слушателя, в них появляется некоторая “интеллектуальность”.

Недавно мы пообщались с известным psytrance-музыкантом Braincell, который выступает по миру вот уже более 20 лет, и продолжает профессионально расти и развиваться даже после такого солидного опыта. История в том, что его музыка всегда насыщена деталями, это его фишка. Самое интересное, что в таких стилях, как транс-музыка, очень легко скатиться в некое фестивальное “гимновое” звучание, от которого тошнит всех поклонников качественной музыки. Однако Ральф всегда этого избегает: несмотря на повторяющиеся паттерны, именно детали и переходы, а также уникальные тембры модульных синтезаторов превращают простые мелодии в интеллектуальную музыку, под которую хочется не только танцевать, но и размышлять. Таким же магнетизмом обладает и музыка Никиты, и, если вы ее еще не послушали, будучи нашими учениками, пора срочно наверстывать упущенное.

Музыкант упомянул одну очевидную и в то же время очень важную фишку: если в быстрой музыке, такой как psytrance, необходимо менять лид каждые 16 тактов (иначе становится скучно), техно очень интересно тем, что один и тот же луп играет на протяжении всего трека. И самая важная задача - сделать так, чтобы трек не был скучным. И это сложно. После того, как вы накрутили отличный грув и нашли тот самый крутой паттерн, вам будет нужно множество незаметных деталей и элементов. В более быстрой музыке без деталей тоже не обойтись, но к ним другой подход: они более явные и яркие.

Так что если вам кажется, что ваш трек звучит слишком уныло и безжизненно, значит, вы недостаточно над ним поработали. Именно вот этой доработкой занимаются участники PRO на данный момент, что и вдохновило нас на эту статью.

 

Итак, что вы можете сделать, если ваш луп явно затянулся:

  1. Сделайте остановку от ¼ до 1 такта в конце 8-го или 16-го такта вашего повторяющегося лупа. Удалите все элементы, оставьте пустую колонку. Если вам понравилось, двигайтесь дальше. Либо вы можете заполнить эту пустоту, вернув в нее только кик/снейр/лид, либо добавить все, что угодно: FX-звук, короткий rise и прочее по вкусу. Это даст слушателю немного перевести дух и отвлечься; появится желание слушать трек дальше.

  1. В этой области так же хорошо работают сбивки. Установите Looperator на группу лидов или мастер-канал и поставьте автоматизацию на его включение-выключение так, чтобы он сработал только в нужный вам небольшой отрезок времени. А уж в самом плагине вы можете выбрать любой эффект на ваш вкус.

 

  1. Достаточно ли атмосфер и текстур в вашем треке? Внимательно послушайте референсы: сколько фоновых звуков вы слышите? Очень часто музыканты используют едва заметные белый шум или длинные свипы, которые удивительно наполняют трек. Всегда пробуйте добавлять шумовые элементы в разных частях своего трека. Но здесь важно не перегнуть палку. Всегда спрашивайте себя: слышен ли здесь этот элемент и какую функцию он здесь выполняет?

  1. FX-звуки - очень важная составляющая. Возможно, вы не вслушиваетесь в них, но их постоянное чередование дает эффект некоего “течения”, даже если основной лид не меняется. Не стесняйтесь добавлять фоновые FX в свой трек, используя семпл-паки, результаты саунд-дизайнерских сессий или обработанные кусочки лидов, которые зайдут в совершенно другой части трека. Главный секрет этого приема состоит в том, чтобы соблюсти правильный баланс — наполнить трек, не переборщить с количеством и не загрязнить микс. В жанре техно, где так важен грув, их минимальное количество, однако, все они приходятся четко и к месту. Перекликаясь с лидами, FX-звуки обогащают аранжировку и при правильном применении даже добавляют грува. Если внимательно послушать треки известных музыкантов, часто можно заметить эффект присутствия дополнительных звуков, однако непонятно, откуда они взялись и как созданы — настолько аккуратно они переплетаются с остальным треком.

 

  1. Билды: постепенно нарастающее напряжение в ожидании чего-то интересного создает отличный эффект, даже если после него добавляется всего один свип или новая партия ударных. Такой rise-звук можно найти во многих банках пресетов или семпл-паках, но и не так уж сложно создать простой вариант самому из белого шума, с постепенным повышением питча и частот. Есть еще одна любопытная техника, которая позволяет подойти к новой партии и красиво ввести в ее трек. Добавьте на нее реверб с очень длинным хвостом, и запишите этот хвост на новую аудиодорожку. Разверните ее наоборот - и у вас есть готовый rise, удивительно совпадающий с тембром новой партии. Не забудьте удалить реверб после записи.

 

  1. Field recording. Приятные фоновые звуки природы или, наоборот, оживленных мест — отличный и довольно легкий способ оживить трек деталями. Это часто применяется в жанрах техно. Если у вас нет возможности бегать по лесам с новеньким Zoom, всегда можно обратиться к сети: на сайте freesound.org незнакомые добрые люди всегда делятся интересными звуками, вокальными партиями, записями всего, что душа пожелает. Любой фоновый шум, записанный из реального мира, постоянно изменяется, несмотря на кажущуюся статичность. В минималистичных жанрах это незаменимый элемент.

  1. Наверное, вы неоднократно видели в уроках Никиты сколько автоматизации он применяет в своих треках. Зачастую она совсем незначительная, но длится чуть ли не на протяжении всего трека. Зачем это делается? Автоматизация дает треку нужную пульсацию. Если вы возьмете супер крутое арпеджио из банка пресетов и закинете его в трек, оно всегда будет звучать классно. Секунд 10. А потом эта насыщенная партия вызовет только скуку. Но стоит немного покрутить ручки, как мелодия оживает. Попробуйте автоматизировать cutoff и resonance относительно друг друга, release, частоту LFO, параметр Wavetable в синтезаторах Serum и Massive, различные инструменты обработки (например, количество сатурации и дилея). Даже если на некоторых ручках уже стоит LFO, дополнительное вмешательство даст отличные результаты. Не обязательно гнаться за сильными изменениями: достаточно небольшого контроля. Кстати, нередко во время сведения автоматизация нужна для того, чтобы избежать конфликта с новой партией. Тогда вы выигрываете вдвойне: микс звучит чище, а трек — интересней.

 

Если вы все еще недовольны своей аранжировкой и завершенностью треков, мы можем вам помочь при помощи PRO-раздела. Мы дадим вам базу знаний, которая под завязку наполнена советами из любой области продакшена, а потом догоним и еще нагрузим практическими заданиями, советами и помощью по любому поводу.

Не можете завершить трек? Смотрите курсы, где на ваших глазах с нуля создается трек (у нас их 5, в разных жанрах), а затем приходите на форум и присылайте получившуюся работу нашему куратору. Он разберет ваш трек по косточкам и расскажет, как его можно доработать.

Узнать больше о PRO-разделе

3 комментария
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено