Как свести альбом в одну историю

Когда треки в альбоме расположены не случайно, когда весь альбом слушается как единое целое — это очень круто и доставляет слушателю. Вообще, идея объединения треков альбома в единое целое не нова. В классической музыке мелкие композиция объединялись в нечто большее, затем в рок-музыке стали делать альбомы-истории, например:

The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band

Pink Floyd - The Wall

Многие электронные альбомы также приняли эту идею, тем более, диджей-сеты тоже являются сплетением отдельных композиций в одну историю. Особенно сильно это это чувствуется в psychedelic-электронике. Именно благодаря этой музыке я подхватил тему. И в этом материале хочу поделиться опытом создания подобного потока треков в альбоме. 

Треки как правило пишутся отдельно, и уже потом возникает желание собрать их в альбом. Как же подогнать отдельные композиции к друг другу так, чтобы они хорошо слушались отдельно и при этом весь альбом протекал в уши слушателя единым потоком? 

Есть несколько связующих приёмов:

  • Темп
  • Тональность
  • Эффекты и звуки

Начиная со своего первого альбома Dream Stalker - Eclectronica, я стал развивать эту идею. Тут мне удалось удачно объединить треки и результатом я очень доволен. В этом альбоме я применил все приёмы, описанные выше.

Темп почти всех треков альбома 100bpm. Местами треки идут либо в одной тональности, либо имеют гармонический переход, который легко просчитать с помощью кварто-квинтового круга, который многим известен, как кварто-квинтовый круг минорных и мажорных тональностей или колесо Камелота, изображённое на картинке ниже.

Колесо Камелота: как пользоваться

Суть в том, что переходя по тональностям вправо / влево / внутрь / наружу, мы получаем 100% приятный на слух переход. Очень крутая схема для тех, кто не знаком или не хочет запоминать нотную грамоту. 

Что касается звуковых переходов, то их я тоже применил, и можно слышать, как атмосфера в конце одного трека продолжается в начале другого, например, это кусок пэда, а чаще просто мои полевые записи, сделанные на стереомикрофон. В альбоме Eclectronica это шум моря. Он как бы смывает один трек и начинается другой.

Как сделать так, чтобы это все звучало вместе и отдельно хорошо? Тут мне пришлось немного выйти из своей зоны комфорта. Раньше я просто делал трек, мастеринг и экспортировал отдельно. Здесь же для плавного перехода мне пришлось проделать такие шаги:

  • Выполняется сведение в каждого трека отдельно, как обычно
  • Экспортируем в 32 bit (важно не терять качество) с пустым мастером
  • Открываем треки в одном проекте
  • Составляем композицию альбома
  • Подгоняем хвосты друг к другу (тут могут быть наложения)
  • Новым каналом добавляем атмосферные переходы

Итак, у нас есть весь альбом единым потоком в одном проекте с переходами, мы можем внимательно его послушать в разной обстановке для закрепления результата — это очень полезно. Теперь надо выполнить мастеринг и экспорт. 

Я делал так: ровно порезанные треки экспортировались опять же в 32 bit и отсылались на мастеринг с пометкой о специфике соединения треков. Хороший мастеринг-инженер, конечно же, в теме, и всё сделает грамотно. Если послушать альбом Eclectronica, то вы не услышите стыков между треками, если конечно в вашем плеере не стоят автопаузы.

Сейчас я завершаю работу над своим танцевальным psy-progressive trance альбомом, и здесь всплыли новые нюансы этого подхода, которыми стоит поделиться. 

Итак, все треки готовы на 80-90%, и самое время попробовать составить из них альбом. Кстати, составление альбома может стать не менее интересным творчеством, чем составление отдельного трека. Но тут мы переходим уже на следующий уровень и в качестве семплов имеем целые композиции. Поэтому есть смысл перед тем, как делать финальный экспорт треков, потратить время на то, чтобы покрутить "кирпичики", послушать в разном состоянии... Вчера, например, когда я составил черновики в последовательность, как на картинке ниже, и послушал весь альбом целиком, то вынес очень много идей по трекам, которые не появлялись при отдельном прослушивании. Они касаются как отдельных элементов, так и общего звучания, которое сразу выявляется в сравнении друг с другом. Однозначно полезная практика.

Даже используя черновые треки, можно выловить множество идей для прокачки как самих треков, так и общей композиции будущего альбома. Слушая всё вместе таким образом, легко принять решения о том, как лучше сделать вступления и концовки треков.

Надеюсь, статья оказалось полезной, а возможно кто-то прямо сейчас думает про объединение треков в альбом!

Всем Мир и хороший Звук!
Никита

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено