Помогаем с выпуском на лейблах
смотреть список

Надоели заготовки?

1.jpg

При написании музыки мы имеем дело с созданием пространства и времени. "Да не, все не так серьезно" — скажете вы. "Именно так" — отвечу я. И в доказательство этого я немного порассказываю и порисую. Скажу сразу, что статья имеет цель отвлечь читателя от вопросов саунд-дизайна и сведения, которым сегодня уделяется большая часть внимания, обратив взор искателя знаний в сторону вопросов композиции и аранжировки. 

Согласно последним исследованиям, большинство начинающих мьюзик-мейкеров страдают отсутствием законченных треков. С одной стороны, это нормально: откуда взяться законченным работам у новичков? Хотя, если посмотреть на вопрос шире, то вопрос "незаконченных композиций" принимает характер эпидемии. Каждый день нам на почту, страницы вконтакте, в комментарии сайта валятся сообщения такого характера: 

“Я очень люблю музыку, столько сижу за компом, но так и не могу завершить по-хорошему хотя бы 1-2 трека"

“Смотрю, как у молодых ребят появляются релизы, а я толком не могу и пары треков закончить”

“Уже несколько лет посвятил электронной музыке, но нет результата, который не стыдно включить другим, или же послушать самому”


Да, такие письма приходят. А проблема то решаемая. Для этого надо немного углубиться в корни. 

На мой субъективный взгляд, у проблемы есть несколько причин:

- Глобальное неумение завершать дела до конца
- Отсутствие мотивации
- Трата энергии “не туда”
- Практическое неумение "выйти из лупа"
- Отсутствие понимания аранжировки и композиции трека

Неумение завершать дела до конца

Пожалуй, каждый из нас всех в той или иной степени этим страдает. Сейчас такое время, что перекинуться с одного на другое очень легко. Раньше с этим было сложнее. Поэтому сейчас как никогда стоит обратить на это внимание и воспитывать в себе полезнейшую черту — доделывать дела до конца, либо вообще их не начинать. Вы даже не представляете, какой это ценный навык. В наши дни обладание им — это большое преимущество.

Отсутствие мотивации

Многие люди живут чужой жизнью. Увидев нечто привлекательное, они тут же начинают это хотеть и бездумно надевают на себя кучу ярлыков, за которые потом приходится расплачиваться неудачами, временем, жизнью. Если вы не можете себя заставить заниматься музыкой, то зачем ей тогда заниматься? Это ведь не зубная боль, когда хочешь - не хочешь, а надо что-то делать. Чтобы хорошенько погрузиться в музыку и что-то там понять, желание заниматься ей должно быть настолько сильным, чтобы вы могли весь день просидеть за инструментом и только под вечер понять, что вы даже не поели. Кто понимает, о чем речь, тот поймёт. "Не могу не делать музыку" — именно такая мысль движет многими людьми, которые день ото дня посвящают себя оттачиванию мастерства. Если же вы можете без музыки обойтись — бросьте. В мире и так уже слишком много псевдо-музыкантов. Поболит и пройдет, найдете свое истинное призвание и будете более счастливы.

Трата энергии “не туда”

"Бич" нашего времени, когда очень многое доступно по одному клику. Если вы хотите стать профи и начать писать музыку, а не качать тонны плагинов в ожидании чуда, то стоит сделать решительный шаг и бросить эти бессмысленные поиски. Это лишняя трата энергии. На начальном этапе это реально сложно понять, но для этого и нужны обучающие материалы — чтобы не совершать банальных ошибок и двигаться более эффективно. Поверьте, новый плагин или синтезатор не изменят кардинально ваше творчество. Надо выбрать что-то среднее для начала и начать заниматься. Со временем нужные программы и инструменты попадут в поле вашего внимания сами.

Также достаточно бессмысленно на первых порах выкидывать незаконченные работы в сеть в ожидании какого-то фидбека или внимания. Сейчас каждый день выходит с десяток релизов и ваши заготовки никому не нужны, так как ценности они для окружающих не представляют. Да и работа над треком идет намного медленнее, когда вы его уже публиковали. Тренируйте выдержку и демонстрируйте только законченные работы.

Неумение "выйти из лупа"

Когда не было секвенсоров, понятие лупа было размыто. Представьте себе группу, которая всю репетицию играет один квадрат — вряд ли это возможно. Всегда находятся те, кто начинает подбирать дополнительные части новой песни: вступление, переходы, проигрыши — и так со временем рождается законченная песня. Сейчас же легко нажать на кнопку лупа и, забыв про неё, ерзать на стуле весь вечер, накручивая звук, а на утро понять, что под конец сессии уже настолько оглох, что все испортил. Останется только вспомнить, как все хорошо начиналось.

Когда я переустанавливаю систему, то волей-неволей начинаю разгребать образовавшиеся за месяцы завалы проектов и обнаруживаю, что большинство из них — это обрывки, лупы, которые мне редко хочется доделывать. Когда же я вдруг натыкаюсь на зачатки композиции, где есть что-то кроме лупа, растянутое во времени, то я сразу сохраняю эту вещь отдельно и вскоре из неё получается законченный трек. Результат всегда имеет силу и потенциал.

На мой взгляд, именно этому умению стоит учиться — умению выстраивать композицию по горизонтали и вертикали. Делать пространство и время трека. Тогда большая часть заготовок станут треками. Ведь на первых порах даже слабый, но законченный трек намного ценее нескольких хороших заготовок.

Композиция и аранжировка = время и пространство

Теория проста: у музыки есть пространственно-временные характеристики. Для создателя музыки осознание этого очень важно, именно в контексте такого мышления и будет появляться больше законченных треков.

3.jpg
Аранжировка трека — пространственная характеристика. Это вертикальное наполнение. Именно с этого обычно начинается работа над новым треком. И, к сожалению, на этом часто и заканчивается. Работая над аранжировкой, мы насыщаем трек по вертикали: добавляем новые партии, изменяем уже существующие.

Композиция трека — временная характеристика. Это проработка трека по горизонтали. Какие могут быть методы создания композиции в музыке? Выход из лупа — это как раз работа над композицией. Теперь, когда вы почувствуете, что минимальная основа, от которой можно оттолкнуться, у вас уже есть, оставьте аранжировку в покое и начинайте двигаться по горизонтали. На этой стадии прекрасно получается создавать черновой набросок трека.

Одно из важных качеств для продуктивной творческой работы — воображение. Именно благодаря воображению мы представляем, как наша заготовка будет звучать насыщенно в конце и можем посвятить себя проработке композиции. 

Некоторое время я ходил на курсы по рисунку. Моя проблема была в том, что я очень увлекаюсь проработкой деталей тогда, когда это делать слишком рано. Я смотрел, как рисует профессионал: он делает очень легкий набросок, просто, помещая композицию в лист, затем постепенно начинают проявляться детали, но не в одном месте, а равномерно по всему листу. Мастеру не нужно вырисовывать отдельно каждую деталь, он знает, что делает, и время для этого наступит позже. Так, шаг за шагом на листе из непонятных форм проявляется идеально выверенное и проработанное изображение. Из этого процесса стоит уяснить, что четкая пошаговая работа дает уверенность в результате. И не стоит пытаться нарушить правила, не научившись сперва делать всё по правилам.

Композиция и аранжировка, время и пространство — это новые ориентиры для того, кто запутался в своих заготовках и не может толком доделать трек до конца. Это реальный выход! Один из лучших способов начать работать в новом направлении уже сейчас — это внимательно послушать любимую музыку. Ведь слушать, как и создавать, можно совершенно по-разному. Попробуйте слушать отдельно композицию. В этом упражнении отлично помогает ручка и листок, где можно визуально блоками, как в секвенсоре, нарисовать основные партии, а затем, прослушав повторно (ведь вы именно так слушаете любимые треки), можно детализировать ваш рисунок, добавив в него более мелкие части трека. Обещаю, что уже после одного проанализированного трека у вас появится как минимум одна новая идея/фишка, которую вы сможете попробовать реализовать самостоятельно. 

То же самое касается и аранжировки. Анализируем, пробуем, делаем выводы. 

А ведь не так все и плохо! И если уж вы и решили, что без создания музыки вам не жить, то берите в руки бумагу, листок,  включайте любимые треки и вперед. Кто сделает упражнение — получит приз от Вселенной в виде вдохновения и нового опыта.

 

---
Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм