Неуверенное долгое сведение, постоянно ускользающая основа микса, перебор все новых вариантов и невозможность с уверенностью остановиться на подходящем... если это про вас, тогда попробуйте несколько нестандартных советов по сведению своей музыки от Никиты Dreamstalker.
Когда мониторы становятся врагами в сведении
Все новички мечтают о мониторах. Как они могут мешать? Дело в том, что мониторы дают детальность. И, по неопытности, мы можем залипать в это, накручивая часами бас с бочкой, балансируя 5 каналов с хетами... На следующий день такие миксы часто звучат просто отвратительно. Проработка деталей — это круто, но в свое время. Иначе это бессмысленное занятие, которое приводит к застреванию с незаконченными треками.
Поэтому профессионалы, заранее зная про детальность мониторов, умеют переключать внимание между общим планом, когда мы слушаем микс целиком и деталями, когда мы работаем с нюансами. И даже профессионалы используют shit-контроль или просто мелкие дешевые мониторы. Многие признаются, что основную часть работы делают на них, а большую дорогую системы включают редко. Есть и такие, кто нашел свои мониторы и полностью им доверяет.
Только с опытом приходит понимание, как правильно слушать свои миксы на разной акустике. Обычно до этого момента приходится внимательно слушать их везде, где только возможно. Сегодня вопрос сильно решило появление недорогих и качественных портативных колонок, которые во многом заменяют дополнительный контроль. Кстати, мне больше всего нравится корректировать общий баланс инструментов на портативных колонках – можно легко услышать, насколько будут считываться тон, пульсация и гармония микса.
Сводите трек за дверью
Это опять же о вредности долгого нахождения в sweet spot (ваше место идеального центра). Когда мы долго сводим трек в идеальной точке между мониторами, то часто уходим глубоко в детали, еще не создав хорошую основу. Это приводит к проблеме — неуверенному, долгому сведению. "За дверью" — значит вдали от вашего стула. Детали размываются, стереополе смешивается, позволяя увидеть трек под новыми углами и сразу заметить то, что раньше будто было скрыто: хеты звучат слишком громко, бочка конфликтует с басом, атмосферные синты создают гул... подобные озарения помогут реально решить фундаментальные проблемы микса.
Послушайте за дверью студии, как звучит то, что вы делаете. В сравлении с референсами (хорошие миксы) тоже интересно. Обратите внимание на то, что вы слышите за дверью в своем треке и референсе. Хорошие миксы обычно звучат интересно и на расстоянии: звук хоть и размывается, но это происходит довольно красиво, важные детали остаются читаемыми. Слабые миксы на расстоянии очень быстро теряют привлекательность, сбивает баланс, вылезают резкие звуки, которые ранее не были слышны, появляется гул — тенденции обычно такие.
Сведение с 100% reverb в наушниках?
Как вы уже поняли, в разных пространствах свойста миксов раскрываются по-разному. Прекрасный прием — послушать свой микс, когда на мастер-канале стоит импульсный ревербератор, дающий звучание в разных реальных помещениях. В последнее время стали появляться плагины для работы в наушниках, имитирующие ваше нахождение в конкретной студии.
Уже ясно, что вскоре и сами DAW станут работать в VR-очках. Но есть и простой бесплатный вариант услышать свой трек с новыми ощущениями, а это нам очень нужно на последних этапах сведения. Достаточно в наушниках послушать свой микс с импульс-реверберацией на мастере, подобрав разные пространства. Вы сами поймете какой именно вам подойдет больше всего!
Если реверберация для тебя пока больше похожа на черный ящик, а ты бы хотел создавать крутые сочетания объемов в своих миксах, тогда присоединяйся к группе Микс-Мастер 3.0. В программе есть отдельный курс по сведению с реверберацией.
Не заморачивайтесь с EQ
Часто наши супер инструменты нас же и ограничивают. Многие новички часами крутят многополосные EQ, борятся с конфликтами, теряя из вида базовые вопросы баланса. Конечно, если в звучании дорожки явно есть частоты, которые надо сделать тише, то стоит это сделать сразу. Но вообще, начните с более простой 3-полосной эквализации, где есть широкие Low Shelf / Mid / High Shelf. Никаких узких полос, только широкие.
С тремя широкими полосами совладать намного легче. Часто достаточно регулировки всего лишь этих трех полос, чтобы получить хороший баланс. И вообще, если вам приходится долго крутить узкие полосы в поисках конфликтов, то может быть проблема должна быть решена на более ранеей стадии, перекруткой синтезатора, семплера, изменением предыдущих эффектов цепи или сменой позиции микрофона при записи.
После выхода Channel EQ в новой версии Ableton Live процесс сведения стал значительно эффективнее. Хотя подобный эффект можно воссоздать на современном EQ. Достатчно создать быстрый пресет с настройками Low Shelf / Mid / High Shelf.
Сводите с фильтрами
Моя любимая техника. Всегда удивляюсь тому, насколько мы начинаем хорошо слышать, отсекая часть спектра. Добавьте на мастер фильтр и попробуйте разные вариант LP/HP/BP. Советую начать с LowPass. Отсекая высокие частоты, мы фокусируемся только на низах и можем детально услышать, что, например, вторая нота баса совпадает с перкуссией и создает гул, хотя с выключенным фильтром этого как бы не слышно.
Если вы используете фильтры с нейтральным резонансом (Q), тогда в любом положении баланс в миксе должен быть достаточно равномерным. Поэтому если вы слышите, что какой-то звук сильно выпирает — делайте его тише, и общий баланс станет скорее всего лучше.
Особенно хорошо это работает с низами и низкой серединой, где и возникает больше всего проблем с неразборчивостью. То же самое рекомендую делать во время прослушивания референсов. Отфильтровав верхнюю часть спектра, вы сможете очень ясно понять как именно работает бас с бочкой.