Помогаем с выпуском на лейблах
смотреть список

Необычные техники сведения

Неуверенное долгое сведение, постоянно ускользающая основа микса, перебор все новых вариантов и невозможность с уверенностью остановиться на подходящем... если это про вас, тогда попробуйте несколько нестандартных советов по сведению своей музыки от Никиты Dreamstalker. 

Когда мониторы становятся врагами в сведении

Все новички мечтают о мониторах. Как они могут мешать? Дело в том, что мониторы дают детальность. И, по неопытности, мы можем залипать в это, накручивая часами бас с бочкой, балансируя 5 каналов с хетами... На следующий день такие миксы часто звучат просто отвратительно. Проработка деталей — это круто, но в свое время.  Иначе это бессмысленное занятие, которое приводит к застреванию с незаконченными треками. 

Поэтому профессионалы, заранее зная про детальность мониторов, умеют переключать внимание между общим планом, когда мы слушаем микс целиком и деталями, когда мы работаем с нюансами. И даже профессионалы используют shit-контроль или просто мелкие дешевые мониторы. Многие признаются, что основную часть работы делают на них, а большую дорогую системы включают редко. Есть и такие, кто нашел свои мониторы и полностью им доверяет. 

Только с опытом приходит понимание, как правильно слушать свои миксы на разной акустике. Обычно до этого момента приходится внимательно слушать их везде, где только возможно. Сегодня вопрос сильно решило появление недорогих и качественных портативных колонок, которые во многом заменяют дополнительный контроль. Кстати, мне больше всего нравится корректировать общий баланс инструментов на портативных колонках – можно легко услышать, насколько будут считываться тон, пульсация и гармония микса. 

 

Сводите трек за дверью

Это опять же о вредности долгого нахождения в sweet spot (ваше место идеального центра). Когда мы долго сводим трек в идеальной точке между мониторами, то часто уходим глубоко в детали, еще не создав хорошую основу. Это приводит к проблеме — неуверенному, долгому сведению. "За дверью" — значит вдали от вашего стула. Детали размываются, стереополе смешивается, позволяя увидеть трек под новыми углами и сразу заметить то, что раньше будто было скрыто: хеты звучат слишком громко, бочка конфликтует с басом, атмосферные синты создают гул... подобные озарения помогут реально решить фундаментальные проблемы микса. 

Послушайте за дверью студии, как звучит то, что вы делаете. В сравлении с референсами (хорошие миксы) тоже интересно. Обратите внимание на то, что вы слышите за дверью в своем треке и референсе. Хорошие миксы обычно звучат интересно и на расстоянии: звук хоть и размывается, но это происходит довольно красиво, важные детали остаются читаемыми. Слабые миксы на расстоянии очень быстро теряют привлекательность, сбивает баланс, вылезают резкие звуки, которые ранее не были слышны, появляется гул — тенденции обычно такие. 

Сведение с 100% reverb в наушниках?

Как вы уже поняли, в разных пространствах свойста миксов раскрываются по-разному. Прекрасный прием — послушать свой микс, когда на мастер-канале стоит импульсный ревербератор, дающий звучание в разных реальных помещениях. В последнее время стали появляться плагины для работы в наушниках, имитирующие ваше нахождение в конкретной студии.

Уже ясно, что вскоре и сами DAW станут работать в VR-очках. Но есть и простой бесплатный вариант услышать свой трек с новыми ощущениями, а это нам очень нужно на последних этапах сведения. Достаточно в наушниках послушать свой микс с импульс-реверберацией на мастере, подобрав разные пространства. Вы сами поймете какой именно вам подойдет больше всего! 

Если реверберация для тебя пока больше похожа на черный ящик, а ты бы хотел создавать крутые сочетания объемов в своих миксах, тогда присоединяйся к группе Микс-Мастер 3.0. В программе есть отдельный курс по сведению с реверберацией. 

Не заморачивайтесь с EQ 

Часто наши супер инструменты нас же и ограничивают. Многие новички часами крутят многополосные EQ, борятся с конфликтами, теряя из вида базовые вопросы баланса. Конечно, если в звучании дорожки явно есть частоты, которые надо сделать тише, то стоит это сделать сразу. Но вообще, начните с более простой 3-полосной эквализации, где есть широкие Low Shelf / Mid / High Shelf. Никаких узких полос, только широкие.

С тремя широкими полосами совладать намного легче. Часто достаточно регулировки всего лишь этих трех полос, чтобы получить хороший баланс. И вообще, если вам приходится долго крутить узкие полосы в поисках конфликтов, то может быть проблема должна быть решена на более ранеей стадии, перекруткой синтезатора, семплера, изменением предыдущих эффектов цепи или сменой позиции микрофона при записи. 

После выхода Channel EQ в новой версии Ableton Live процесс сведения стал значительно эффективнее. Хотя подобный эффект можно воссоздать на современном EQ. Достатчно создать быстрый пресет с настройками Low Shelf / Mid / High Shelf.

Сводите с фильтрами

Моя любимая техника. Всегда удивляюсь тому, насколько мы начинаем хорошо слышать, отсекая часть спектра. Добавьте на мастер фильтр и попробуйте разные вариант LP/HP/BP. Советую начать с LowPass. Отсекая высокие частоты, мы фокусируемся только на низах и можем детально услышать, что, например, вторая нота баса совпадает с перкуссией и создает гул, хотя с выключенным фильтром этого как бы не слышно. 

Если вы используете фильтры с нейтральным резонансом (Q), тогда в любом положении баланс в миксе должен быть достаточно равномерным. Поэтому если вы слышите, что какой-то звук сильно выпирает — делайте его тише, и общий баланс станет скорее всего лучше. 

Особенно хорошо это работает с низами и низкой серединой, где и возникает больше всего проблем с неразборчивостью. То же самое рекомендую делать во время прослушивания референсов. Отфильтровав верхнюю часть спектра, вы сможете очень ясно понять как именно работает бас с бочкой.

5 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • Про пункт "За Дверью" ???? несколько лет назад была у меня такая тенденция, как и у товарища, с которым вместе что-то делали... Наши треки из-за стены соседней комнаты всегда звучали лучше. Иногда даже очень хорошо звучали) я иногда даже, идя по дому, ловил себя на мысли "что это за трек такой у меня в плэйлисте заиграл, как он пиздато звучит".... Но стоило открыть дверь комнаты, где все воспроизводилось, и зайти в неё ... ???????? Становилось отвратительно и стыдно за звучание. Мы даже в серьез подумывали начать устраивать концерты, где бы слушатели тусили в одном зале, а аппарат бы стоял в другом за стеной с закрытой дверью???? но не подвернулось подходящего помещения. ????
  • Сведение чем-то похоже на корпоратив:
    Сначала ты вроде круто и солидно отрываешься в снятом конторой клубе. Но наутро обязательно вспомнишь свои пьяные чудачества и сделаешь *facepalm*.
    Притом всем коллегам будет на самом деле на это насрать. ведь они будут думать уже о своих чудачествах, а не о тебе.
    Так же и с миксами:
    Ты вроде возишься днями, вроде крутые плагины и солидные мониторы и модные техники юзаешь. Но наутро обязательно послушаешь и сделаешь *facepalm*.
    Притом всем остальным будет на самом деле на это насрать, ведь они (потенциально) будут это слушать в плеере вперемешку с шумом улицы, и думать о чем-то своем, а не о твоем сведении.
    *
    Потому стараюсь внедрять правило - крутить 1 плагин (EQ, реверб, сатуратор) не дольше 2 минут - вот прям с таймером засекаю.
    Если результатом все равно на утро будешь недоволен, если это проблема не твоего звука, а психоакустики и психологии - то зачем париться?
    Базовые правила достижения прозрачности, четкости, панча, глубины пространства - просты и универсальны: срезать там-то. вытянуть здесь, пробежаться-проверить тут, и готово
  • Спасибо Никите, за статью! Всё правильно обрисовал! Так и есть...все по делу сказано! ✌????
Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм