Когда мы слышим музыку, зачастую не знаем, как именно тот или иной звук попал в трек: был это семпл из библиотеки, нашелся за 1 минуту или за 1 неделю, а может быть он был записал далеко от того места, где вы сейчас его слышите, на каком-нибудь экзотическом инструменте...
Слушатель никогда этого не узнает, если специально не озадачится, но это информация имеет прямое отношение к глубине трека. Это может показаться странным на первый взгляд, но давайте я обо всем расскажу и вы узнаете, как можно делать более глубокую музыку с помощью углубления в сам процесс работы со звуками.
Чем больше несказанного, тех смыслов, что стоят за разными звуками, тем интереснее трек. Это как взгляд незнакомца, за ним можно увидеть годы приключений, неясно каких именно, но они там есть, этот блеск в глазах выдает. А иной раз бывает пустой взгляд, ничего интересного там нет. Хотя ни с первым, ни с вторым человеком мы не знакомы. С треками все так же. Подумайте тут немного...
Для примера я расскажу про один из своих треков. Все подробности передать вряд ли удастся, придется писать книгу. Но хотя бы самую малость я все же поведаю. Чтобы вы понимали, как много деталей может таить в себе этот "набор звуков", как выражаются некоторые залётные посетители сайта, впрочем, я видел сотни других, кто противоположного мнения об этой работе и говорит, что это вообще новое слово в жанре.
Предлагаю включить трек для начала:
Трек начинается с zen-флейты, которая к середине разыгрывается на полнную. Этот звук я записал в 2013 году (трек сделал в 2016). Играл мастер Avi Adir, странствующий игрок на флейтах, играет более 30 лет, я оставил ему хороший донейшен после его концерта (в кармане была только одна крупная купюра), мы разговорились, он через неокторое время заехал ко мне в студию просто записать импровизации.
В итоге у меня осталась пачка первоклассных флейт. Это лишь один из немногих треков с одной из этих записей. Не знаю, какими были бы мои треки без его флейты, но они точно были бы совершенно другими.
Так же появляется гитарный перебор. Его я записал в особый момент за 3 года до начала работы над треком. Вообще любую запись делаю только в особые моменты, наполненные энергетикой.
Когда начинает вступать ритм, фоном звучит настройка симфонического оркестраперед игрой. Этот звук я записал на стерео-рекордер в Питере в Мариинском театре на известной постановке Щелкунчика. Мне подарили билет и я сходил, в итоге унес оттуда этот прекрасный звук, которые здорово подходит в интро. Оркестр играет эту настройку перед самым началом как раз.
Мужской голос из интро попал в этот трек самым последним делом. Трек был готов, отмастерен, оставался день до выпуска. Вечером мне жена говорит, что увидела видео-интервью с одним интересным человеком, про которого мы как-то говорили. Интересен он тем, что ничего не ест и еще у нас есть пара общих знакомых.
Я начал смотреть интервью из собственного интереса, но через 5-10 минут я понял, что надо семплировать... Я понял, что несмотря ни на что хочу поставить этот голос в начало альбома, как раз в этот трек. Говорит он: "По какой-то причине мы вместе в этот момент. Есть какая-то тонкая связь, объединяющая нас. Все что мы делаем на этой планете — это переживаем наше единство". Cупер фраза для психоделик трека. Я подставил его к мастер-версии, сохранил и написал на лейбл, что у меня новое интро. В итоге альбом вышел на 1 день позже, ровно 1 июня, которое для меня является особой личной датой. То ещё совпадение.
После этого я поменял название трека на Together (о чем голос говорил), у меня особое чутье на имена, я просто понял, что надо менять и остальные. Поменял больше половины треков на альбоме. За 1 день до релиза.
Звук обратной связи от гитарного усилителя, которые появляется фоном, пока говорит голос, я записал когда уезжал на неопределенный срок из студии в Крыму и собирался продать гитару. Купить её должны были в студии, я арендовал помещение на 3 часа, чтобы в последний раз записать любимые риффы на своей гитаре, чтобы увековечить её звучание в записи. Каждая гитара звучит по-своему, поэтому идея вполне здоровая. Мне поставили здоровенный усилитель Mesa Boogie, кабинет Marshall, микрофоны 57+AKG, особая связка именно для гитары, мы пропустили это дело через парочку крутых железяк... И я 3 часа играл. Это было очень мощно. С тех пор я в треках часто использую звук обратной связи от гитары, который многие считают лишь побочным эффектом высокой громкости. Мне этот звук представился сверх ценным, так как содержит в себе натуральный гармонический ряд. Эдакое сплетение искусственного и природного.
Особый грув. Начало основного бита и баса. За подобным грувом я начал охотиться давно. В итоге я его (или он меня) настиг на севере острова Бали, где в магической выемке внутри земли мы с друзьями приехали послушать музыку, прихватив пару киловат звука... На второй день, когда те, кто торопился, покинули территорию, началось еще более глубокое таинство.
И на сете одного из моих друзей меня вдруг цепануло по-особому. Несколько треков держался такой магический грув, который казался мне идеальным решением для подобных треков. Причем грув появился потому что диджей играл привычные треки медленнее обычного. Я хорошо запомнил это ощущение и когда начал делать новые треки через несоклько месяцев, то потратил очень много сил, чтобы получить именно такое звучание. Вышло даже лучше.
Дальше в треке появляются перкуссионные сбивки с дилеем — это моя дань опыту, полученному от альбома Cosmosophy - Organic Space Age. Очень интересная работа с точки зрения саунд-дизайн и композиции вообще. Ощущение путешествия через дикие звуковые джунгли увязались у меня с подобными ходами. В этом треке они нашли выход. Очень раскачивают грув!
Новый вид баса во второй части трека отсылает к ночным стилям психоделик-транса, где подобные flooting basslines являются характерными. Для меня так же особый опыт.
Заканчивается трек очень эпично: звуки оркестра, гитары из интро (я очень люблю замыкать конец трека на начало), и как вишенка на торте — звук курения, знаменующий начало психоделик путешествия, когда все звуки сливаются в единый поток и уносятся воображением далеко. Добавляется звук радио-поиска и HP фильтр уводит трек вверх, срезая слышимый диапазон. Эффект поднятого осознания, собранного в точку вверху.
Это только главные смыслы, о которых я могу рассказать. Кто бы не слушал этот трек, смыслов от этого меньше не станет. И даже если слушатель не знает о них, то порой, догадывается про их существование, что делает прослушивание еще более загадочным. А вы говорите набор звуков...
И вот этот набор звуков играет для сотен слушателей, которые на зная наверняка, получают намного больше информации, чем слышат. И эта глубина их привлекает и дарит magic.
Я не утверждаю, что для хорошего трека надо вот именно так собирать звуки по крупицам. Но я уверен, что за любым глубоким треком есть набор интересных смыслов и тайн, которые и наполняют эти произведения магнитизмом!
Глубоких вам смыслов, друзья
Никита
---
Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека
Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе