Отсекаем лишнее

Когда пишешь трек, часто случается так, что по сути классная партия вдруг не ложится в трек. Она выбивается, чего-то не хватает, микс пустой и безжизненный. Знакомая ситуация?

Как правило, чувствуя неполноту аранжировки, мы добавляем еще одну партию на бекграунд. Вдруг пропадает грув. Добавляем больше ударных. Чтобы 16-32 такта не звучали монотонно, еще какие-то эффекты для фона, и 1-2 пэда для воздушности. Что в итоге получается? Правильно, каша.

Когда автор этого текста проходил тренинг “Микс-мастер”, в процессе скрупулезного сведения трека и поиска чистоты приходилось выкидывать партию за партией. Те, кто уже знаком с качественным сведением, поймут: в миксе не так много места, как кажется поначалу. В этой статье мы расскажем, как избавиться от лишнего груза.

 

Сохраняйте полученные лупы

Учитесь признавать, что та или иная партия не подходит к треку. Даже если вы над ней долго бились, программировали автоматизацию, добавляли эффекты. “Жалко выкидывать” может означать “угробить трек”. Сохраняйте классные лупы в свой личный семпл-пак. Они очень здорово выручат, когда в следующий раз вы вдруг потеряете вдохновение, и случайно выбранная партия вдруг удачно подойдет к новой композиции. На самом деле, так происходит довольно часто: “волшебным” образом ранее созданная партия вдруг идеально ложится в совершенно другой трек. Когда у вас наготове 10, 20, 30 лупов, такая вероятность увеличивается. Так что не горюйте, когда партия не подошла: вы ее еще используете.

Забудьте про трек на некоторое время

Пишете партию за партией, а они все не подходят? Хочется психануть и уже оставить, как есть. На самом деле, это хороший вариант, если вы не умеете заканчивать треки. Если оставить партию в покое, у вас больше шансов проработать аранжировку и композицию, и тогда вы сможете выйти на новый уровень - сведение и мастеринг. Чтобы прокачать эти области музыкального продакшна, нужна практика. И завершенные собственные треки этому способствуют, как ничто другое.

Но вот если законченный трек - не такая уж и проблема, оставьте его в покое на недельку-другую, и возьмитесь за что-то еще. Нет ничего хуже, чем мучить одно и то же место, синтезировать и сочинять партии, плодить дорожки, которые не подходят и превращают трек в кашу из громких звуков. Но не забудьте вернуться: было бы обидно бросать интересную работу навсегда.

Используйте ресемплинг

Чтобы не тратить слишком много времени на тюнинг и синтез, учитесь переводить миди в аудио и работать с уже готовым материалом, слишком уж велик соблазн что-то переделать. Иначе вы потратите слишком много времени на отдельные партии, с ними жалко будет расставаться, будет вечное желание что-то “допилить”.

Используя ресемплинг, вы мотивируете себя сразу и быстро делать все хорошо, и ненужные дорожки будет проще выкинуть, так как вы не корпели над ними слишком долго.

Изучайте аранжировку любимых треков

Какой максимум слоев использует ваш любимый музыкант? Чаще всего немного. Кто-то жалуется, что сегодня музыка упрощена, играет один сплошной бит, ничего интересного, но это не так. Послушайте старую музыку: не так уж много всего там происходит. Секрет хорошего трека имеет четыре составляющие: грув, тембры, цепляющая мелодия (которая не обязательно может быть сложной), ИДЕЯ. Дальше идут общая атмосфера, объем, чистота - так строится качественная работа. Но вся суть состоит в том, что совершенно не нужно “накладывать” сверху.

Работайте над грувом

Зачастую, когда нам чего-то не хватает и мы увлекаемся слоями, мы бессознательно хотим восполнить отсутствие грува. У автора этой статьи всего 3 года назад в треке было 7 слоев драм-лупов и перкуссий, потому что “не качало”, сверху два лида, несколько эффектов и минимум 2 атмосферы :) В итоге действительно звучало неплохо - для неподготовленных ушей и колонок ноутбука, так как идея трека была хорошая, а все ошибки были забиты различными партиями. Но от такой какофонии быстро устаешь, а о выходе на хорошем лейбле и игре на публике можно сразу забыть.

Работайте над связкой кик+бас (у нас есть хороший курс на эту тему). Если они будут “качать” без дополнительных звуков, достаточно будет простой мелодики сверху, чтобы сделать людей на танцполе счастливыми. Вам просто не понадобятся новые слои. Техно-музыканты знают это, как никто.

Осваивайте сведение

Допустим, вы все-таки не можете выбросить некоторые партии из трека - уж слишком хорошо они сочетаются. Тогда имеет смысл обратиться к сведению. Зная техническую сторону создания музыки, мы открываемся для творчества. Техники сведения позволяют сочетать в одном треке больше слоев, если знать, как их подружить. Питч, эквализация, мид/сайд, пространство, сайдчейн, панорамирование, сатурация - все эти приемы помогают улучшить звучание и подружить партии вместе. Также во время сведения может оказаться, что достаточно гораздо меньшего количества дорожек: когда вы их почистили, подчеркнули, добавили объема и они зазвучали ярче и красивее.

Когда вы прокачаны в сведении, вы с самого начала знаете, что делать с вашим треком: создавая новую партию, вы уже делаете ее чистой и красивой, слышите сразу, что нужно добавить, и каким будет следующий слой. В вашей музыке будет гораздо больше творчества и уверенности. Вам с самого начала не понадобится то, что нужно “отрезать”.

Скоро начнется новый набор в тренинг “Миксмастер-2018”, который подойдет как для новичков, так и для тех, кто готовится к выпуску на известных лейблах...

И самое главное

Будьте безжалостны. Не подошло - выбрасывайте. Соблюдайте баланс между удовольствием от процесса создания музыки и стремлением достичь конкретного результата. Кайфуйте от создания классного тембра, но умейте удалить дорожку, если она недостаточно хороша (не забыв сохранить пресет).

8 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • Спасибо) Как раз сейчас запара на сведении, уж слишком много всего.
  • как раз дошел до этого слушая старую музыку в авто...вроди инструментов мало а звучит полно и насыщено..
  • Безжалостность !!!ключ ко всему
  • цепануло! статья класс)
  • Спасибо. Очень познавательно для меня
  • Даже не знаю как перейти с миди в аудио. У меня всегда все в миди, а то вдруг эффект лишний записался или тональность надо поменять, мелодию, или лишние ноты убрать. Я в любой момент могу редактировать. Аудио боюсь, особенно опасно, когда нужно расширить проект по горизонтали, наиграть ещё мелодию, а этот инструмент уже засэмплирован. Буду жертвовать ради скорости
  • Вот да, не то что боюсь, просто есть такая привычка: через энное время, взять и что-то перевернуть с ног на голову, и чаще всего оно зазвучит и трек пойдет по более интересному руслу, поэтому ресемплинг только для экономии ресурсов компуктера. Статья агонь, некоторые вещи переосмыслил)))
  • Спасибо автору, хорошая статья.
Гость

Ваше сообщение отправлено