Проблема 99% электронщиков

liveelectronic.jpg

На дворе двадцать первый век. Многие люди радостно засели перед экранами мониторов за созданием музыки на компьютере, ведь теперь не нужно днями и ночами оттачивать навыки игры и вообще испытывать все «тяготы» овладения живыми инструментами. Сел, нажал на пробел и забиваешь себе музыку — красота! Только вот получается отчего-то в 99% случаев дохлая второсортная чушь. А как все хорошо начиналось. И вдохновение, вроде, было. Куда всё пропало. Разберемся?

Только что я вернулся с концерта группы SunSay. По большей части, их творчество любит моя жена, но мне тоже по душе и я с удовольствием пошел. Концерт был акустический, в исполнении 3х человек: гитара, вокал и разные духовые. Ребята все 1,5 часа выдавали богатейшую энергетику и играли с эмоциями очень мастерски. Это настоящая живая музыка, которая рождается здесь и сейчас. Но я ни в коем случае не собираюсь разжигать спор живая/электронная музыка, нет. Просто сегодня я очень четко осознал ценность игры в реальном времени и спешу поделиться идеей с вами.

Сейчас и правда большинство ребят, кто начинает постигать мастерство создания электронной музыки заходят в тупик: музыка получается очень похожей на что-то уже созданное, музыка неинтересная, с мелодикой вообще беда — да и музыкой то это назвать тяжело. Обычно это дохлятина. А ведь казалось бы, тонны информации: видео-уроки, статьи, школы, книги — бери, да учись. Ну ладно, нарулить более менее понятный саунд получилось, мы поняли, что такое компрессия и сайдчейн, а дальше то что? Правильно — опять тупик. Бочку нарулили, а музыку не сочинили...

А дело тут отчасти в опыте живой игры: когда ты играешь живьем — нет права на ошибку. Когда ты играешь перед аудиторией этого права у тебя еще меньше :-) А когда ты сидишь в трусах перед ноутбуком, то ошибки — это 99% из того, что ты слышишь. Кто-то готов поспорить? Вот она, правда жизни, друзья мои. Большинство новоиспеченных творцов никогда в жизни ничего не играли в реальном времени на каком-либо инструменте. Здесь можно копать. И сегодня я это четко осознал.

Когда ты днями и ночами сидишь с инструментом, пытаясь сыграть лучше и лучше, когда на репетициях ты лажаешь и на тебя посматривают окружающие, когда лажа на сцене становится стыдом — мне знакомы эти ощущения. Это сильнейший стимул заниматься еще больше, чтобы уже после небольшой разминки с первого раза играть сложные вещи достойно. Я очень рад, что более 5 лет я посвятил игре на живых инструментах: клавиши, гитары и немного голоса. Со временем я, правда, подзабил на это дело. Но сейчас опять возвращаюсь к истокам, так сказать.

В чем такая польза? В том, что практика живой игры на инструменте дает суперважное качество: «здесь и сейчас», умение сыграть четко и в тему с первого дубля. Какая польза электронщику в этом? При таком подходе к написанию электронной музыки мы выходим на абсолютно другую платформу мышления и действия: мы по большей части делаем музыку, а не тыкаем мышкой по 3 часа в поиске хоть сколь-нибудь гармоничного звука. Это не значит, что с первого раза создается трек. Это значит, что каждый дубль, который играется, имеет большую значимость. Мы стараемся наименьшими усилиями достичь наибольшего результата — это ключевой момент. Попросту говоря, это есть эффективность. В чем это проявляется при написании трека:

  • Любые параметры вы крутите, по большей части зная, что делаете, или вы реально стараетесь это узнать. Поэтому нужный звук получается чаще.
  • К созданию пресетов вы подходите осознанно, стараясь сделать пресет наиболее гибким в работе и интересным.
  • Любая партия получается более живой, потому что вы отталкиваетесь от опыта игры на инструменте в реальном времени при её создании
  • Вы в целом создаете более живую по ощущениям композицию
  • У музыки начинает появляться «дыхание»

 

Но тут надо понимать, что не так-то просто приручить себе инструмент — это дорогого стоит. Инструментом в данном случае является не только акустические инструменты, но и синтезаторы. На этот процесс уходят месяцы и годы. Но и результат — это не просто умение забить пару лупов, а мастерство звукоизвлечения, когда из тишины рождается одухотворенный звук, который интересно слушать.

Подводя итог, я замечаю в этой теме интересный момент: люди, считающие, что нашли способ создания музыки, где все просто (речь идет о создании электронной музыки на компьютере), на самом же деле попали в более сложное пространство, где все как раз тяжелее. Правда ведь, чтобы создать по-настоящему интересный трек, а не два прихлопа — три притопа, надо ведь приручить целый оркестр инструментов и собрать все это воедино — это большое мастерство. Вот именно поэтому среди миллионов треков только единицы того, что оставляет отпечаток в памяти и вызывает настоящие эмоции и переживания. Я считаю, что каждый музыкант должен стремиться к этому уровню. А если он не стремится, то это не музыкант вовсе, а офисный работник, у которого вместо Экселя открыт Аблетон, халтурщик, не имеющий отношения к творчеству.

Мастерство — это непросто. Очень непросто. Но это реально. Желаю каждому, кто действительно хочет достичь такого уровня, и себе успеха и силы на пути. Хотя, и понимаю, что из читающих эти слова, добьются даже среднего результата скорее всего единицы. Но эти единицы будут действительно музыкантами. Овладейте живым инструментом, берите уроки у джазовых музыкантов, играйте с кем-то, купите хорошую миди-клавиатуру или синтезатор и играйте живьем, а не на клавиатуре, хотя бы для себя. И в подходе к музыке обязательно появятся новые грани.

P.S. Друзья, я постарался вложиться в этот материал. Тема очень актуальная, я считаю. Если вам понравилось и вы того же мнения — пожалуйста нажмите кнопки расшаривания в соц. сетях ниже на этой странице. И если где-то на форуме увидите вопрос «как мне создать мелодию» — давайте ссылку сюда :-)

UPDATEПосле прочтения отзывов понял, многие подумали, что статья о том, что всем надо срочно на пиано учиться по нотам играть :-) Нет. Статья о более широком. Статья об умении и желании хотя бы на каком-то уровне сыграть живьем. Все ведь в конечном счете упирается в человека и ситуацию. И сколько бы я не встречал в реале/интернете способных и интересных музыкантов электронщиков — каждый из них может что-то зарубить живьем: барабан, варган, синтезатор, гитара, клавиши и так далее... Я не говорю, что они это делают супер-виртуозно. Просто это чувство творения звука в реальном времени с нуля. Вот и всё.

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено