Вводный урок о важности самостоятельной настройки реверба в треках. Настройка одной из комнат реверберации на return-канале.
- дается информация обо всех основных параметрах любого реверб-плагина и их влиянии на звук: оптимальное время реверберации, размер комнаты, тоновый окрас.
- разница между "сухим" и обработанным миксом: мы получаем более объемное звучание в целом.
- настройка самой маленькой комнаты реверберации на return-канале: основные параметры, пример звучания в треке.
В электронной музыке эффект реверберации так же важен, как и умение с нуля собирать аранжировку и синтезировать уникальные фактуры из простых волн. Этот эффект является универсальным и позволяет работать одновременно с художественной и технической стороной звука: делать акценты на нужных сэмплах и экспериментировать с их размещением в пространстве микса. В жанрах «старой школы» реверберация использовалась гипертрофировано и очень явно. Когда-то явное использование казалось интересным из-за того, что музыка прослушивалась на посредственных акустических системах или вовсе магнитофонах, на которых никакой «сцены» ощутить было нельзя. Сейчас же реверберацию подключают преимущественно для того, чтобы сделать разноплановое сведение микса и придать ему уникальный объем.
С точки зрения физики реверберация звука – это отражение акустических волн от стен и объектов пространства, в котором он звучит. Отраженные волны накладываются друг на друга, создавая из-за разности фазы пики и провалы в АЧХ исходного звука и формируя некоторую задержку отраженных волн относительно первоначальной. Получается подобие импульсного отклика, на основе которого в памяти человека создается паттерн реверберации для разных пространств: ванная комната, холл, жилое помещение и прочее. Далее слушатель подсознательно сравнивает реверберацию из трека с паттернами, которые есть в его памяти, и выстраивает соответствующий объем со звучащими в нем инструментами.
Этот психоакустический принцип удобно использовать для сведения трека в уникальных сюрреалистичных объемах, отличающихся от тех, которые по умолчанию предлагают ревербераторы. При правильном подходе одно лишь время реверберации и размер помещения дадут хорошее пространство или так называемую «сцену», на которой и будут звучать части трека. Это удобнее, чем вручную эквализировать каждый сэмпл и выставлять ему задержку, и дает больше возможностей: объем не ограничен рамками того, который описывает Гибсон, может динамически меняться и соседствовать с другими объемами единовременно.
Главное и единственное правило реверберации для сведения – использовать её так, чтобы эффект не был слишком заметен. Только так получится достичь воздушного звучания инструментов и легко построить для них пространство. В случае с явными отражениями наоборот: звук кажется мыльным и поглощает в свой объем другие сэмплы, лишая их индивидуальности и превращая весь микс в звучащий плоско и «на одной линии».
Начать свои эксперименты со сведением можно с любым бесплатным или платным плагином, в котором настраивается:
Это стандартный набор функций, который есть во всех плагинах, кроме конвульсионных или сверточных ревербераторов – они работают на основе импульсных откликов и не позволяют настраивать отдельные параметры. Такие для сведения не подходят, у них другая задача. Остальные же, в которых есть много ручек и нет кнопки импорта импульсного отклика, подойдут идеально.
Первое, на чем стоит набить руку – соотношение длительности реверберации и размера помещения. Нужно попробовать на слух подобрать оптимальное время реверберации и объем.
Существует четыре базовых комбинации:
Перебором этих двух параметров достигается «скелет» будущего характера звучания, который будет вписываться в объем к других инструментам. В дополнение к ним крайне желательно иметь в плагине эквалайзер, действующий только на отраженный сигнал:
Такие графики или ручки High-pass/Low-pass определяют степень демпфирования или глухости помещения, способность его стен поглощать некоторый диапазон звуковых частот. Эквалайзер в ревербераторе нужен для того, чтобы приближать или отдалять звук в объеме путем среза верхних или низких частот у отражений.
На этом начинающие музыканты обычно останавливаются. Объем действительно выстроен и действительно хорошо звучит, если инструменты дополнительно раздвинуть по разным участкам панорамы. Подобный подход заметен во многих непрофессиональных работах.
В действительно же возможности ревербераторов уместно использовать не в чистом виде, а в комбинации с приемами сведения: грамотно эквализировать отражения, создавать акценты в определенных их зонах, правильно сшивать партии между собой и прочее. Как известно, кнопки «сделать хит» в плагинах не бывает, поэтому важно научиться настраивать реверб самостоятельно. Это единственно верный путь в достижении глубокого звучания и миксов с множеством разных планов под инструменты.
Имея большой опыт прослушивания музыки и овладев на достаточном уровне техникой настройки главных ревербераций микса, легко научиться копировать объемы с референсного трека – на начальных этапах творческого пути это не является чем-то постыдным, так как развивает технический навык, который впоследствии поможет художественному.
В этом вводном уроке наглядно показана важность самостоятельной настройки ревербераций и продемонстрирован конкретный пример создания пространства на самом простом плагине. Описаны основные параметры ревербераторов и то, как они влияют на звук. В следующих уроках этого материала тема развивается.