Получи доступ в PRO.zwook со скидкой 10К с 22 по 30 апреля. Большой скидон в честь ДР проекта.
ПОДРОБНЕЕ

Настройка главных ревербераций в треке, часть 1

Вводный урок о важности самостоятельной настройки реверба в треках. Настройка одной из комнат реверберации на return-канале.
- дается информация обо всех основных параметрах любого реверб-плагина и их влиянии на звук: оптимальное время реверберации, размер комнаты, тоновый окрас.
- разница между "сухим" и обработанным миксом: мы получаем более объемное звучание в целом.
- настройка самой маленькой комнаты реверберации на return-канале: основные параметры, пример звучания в треке.

Ревербация

В электронной музыке эффект реверберации так же важен, как и умение с нуля собирать аранжировку и синтезировать уникальные фактуры из простых волн. Этот эффект является универсальным и позволяет работать одновременно с художественной и технической стороной звука: делать акценты на нужных сэмплах и экспериментировать с их размещением в пространстве микса. В жанрах «старой школы» реверберация использовалась гипертрофировано и очень явно. Когда-то явное использование казалось интересным из-за того, что музыка прослушивалась на посредственных акустических системах или вовсе магнитофонах, на которых никакой «сцены» ощутить было нельзя. Сейчас же реверберацию подключают преимущественно для того, чтобы сделать разноплановое сведение микса и придать ему уникальный объем.

С точки зрения физики реверберация звука – это отражение акустических волн от стен и объектов пространства, в котором он звучит. Отраженные волны накладываются друг на друга, создавая из-за разности фазы пики и провалы в АЧХ исходного звука и формируя некоторую задержку отраженных волн относительно первоначальной. Получается подобие импульсного отклика, на основе которого в памяти человека создается паттерн реверберации для разных пространств: ванная комната, холл, жилое помещение и прочее. Далее слушатель подсознательно сравнивает реверберацию из трека с паттернами, которые есть в его памяти, и выстраивает соответствующий объем со звучащими в нем инструментами.

Этот психоакустический принцип удобно использовать для сведения трека в уникальных сюрреалистичных объемах, отличающихся от тех, которые по умолчанию предлагают ревербераторы. При правильном подходе одно лишь время реверберации и размер помещения дадут хорошее пространство или так называемую «сцену», на которой и будут звучать части трека. Это удобнее, чем вручную эквализировать каждый сэмпл и выставлять ему задержку, и дает больше возможностей: объем не ограничен рамками того, который описывает Гибсон, может динамически меняться и соседствовать с другими объемами единовременно.

Главное и единственное правило реверберации для сведения – использовать её так, чтобы эффект не был слишком заметен. Только так получится достичь воздушного звучания инструментов и легко построить для них пространство. В случае с явными отражениями наоборот: звук кажется мыльным и поглощает в свой объем другие сэмплы, лишая их индивидуальности и превращая весь микс в звучащий плоско и «на одной линии».

Начать свои эксперименты со сведением можно с любым бесплатным или платным плагином, в котором настраивается:

  • Время реверберации
  • Размер помещения
  • Эквалайзер, действующий только на отражения, не затрагивая исходник

 

Это стандартный набор функций, который есть во всех плагинах, кроме конвульсионных или сверточных ревербераторов – они работают на основе импульсных откликов и не позволяют настраивать отдельные параметры. Такие для сведения не подходят, у них другая задача. Остальные же, в которых есть много ручек и нет кнопки импорта импульсного отклика, подойдут идеально.

 

 

Время ревербации

Первое, на чем стоит набить руку – соотношение длительности реверберации и размера помещения. Нужно попробовать на слух подобрать оптимальное время реверберации и объем.

Существует четыре базовых комбинации:

  • Большое время и большое помещение
  • Большое время и маленькое помещение
  • Маленькое время и маленькое помещение
  • Маленькое время и большое помещение

 

Перебором этих двух параметров достигается «скелет» будущего характера звучания, который будет вписываться в объем к других инструментам. В дополнение к ним крайне желательно иметь в плагине эквалайзер, действующий только на отраженный сигнал:

Такие графики или ручки High-pass/Low-pass определяют степень демпфирования или глухости помещения, способность его стен поглощать некоторый диапазон звуковых частот. Эквалайзер в ревербераторе нужен для того, чтобы приближать или отдалять звук в объеме путем среза верхних или низких частот у отражений.

На этом начинающие музыканты обычно останавливаются. Объем действительно выстроен и действительно хорошо звучит, если инструменты дополнительно раздвинуть по разным участкам панорамы. Подобный подход заметен во многих непрофессиональных работах.

В действительно же возможности ревербераторов уместно использовать не в чистом виде, а в комбинации с приемами сведения: грамотно эквализировать отражения, создавать акценты в определенных их зонах, правильно сшивать партии между собой и прочее. Как известно, кнопки «сделать хит» в плагинах не бывает, поэтому важно научиться настраивать реверб самостоятельно. Это единственно верный путь в достижении глубокого звучания и миксов с множеством разных планов под инструменты.

Имея большой опыт прослушивания музыки и овладев на достаточном уровне техникой настройки главных ревербераций микса, легко научиться копировать объемы с референсного трека – на начальных этапах творческого пути это не является чем-то постыдным, так как развивает технический навык, который впоследствии поможет художественному.

В этом вводном уроке наглядно показана важность самостоятельной настройки ревербераций и продемонстрирован конкретный пример создания пространства на самом простом плагине. Описаны основные параметры ревербераторов и то, как они влияют на звук. В следующих уроках этого материала тема развивается.

 

4 комментария
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • Никита, добрый день! Я вижу, что для реверберации, Вы используете внешний плагин - Artsacoustic Reverb, но при этом Вы работаете с Ableton Live, в котором уже есть соответствующий эффект. Подскажите, пожалуйста, а с чем это связано? Мне было бы интересно узнать Ваше мнение (причины, мотивацию), скорее всего, я чего-то не знаю (вот и пытаюсь понять, чего я не знаю и с чем пока не разобрался). Спасибо! :)
    • veilisav, не уверена, что Никита ответит (по крайней мере, в ближайшее время). Все плагины звучат по-разному совершенно, один и тот же реверб от разных производителей звучит по-разному. Также интерфейс - тебе может нравится один, другому - другой, как удобно. Некоторые производители настолько круты, что у них качество очень высокое. Короче, вариантов и мотиваций масса. В этом конкретном ревербе очень много дополнительных настроек. А вот лично мне не понравилось его звучание. Короче, все индивидуально.
    • veilisav, Привет. Родной реверб Ableton редко звучит достаточно богато и на мой взгляд подходит лишь в редких случаях, по большей части с искусственными звуками, на небольшом времени задержки. Например для перкуссии в техно... Если пропустить через него естественный звук гитары или голоса, можно услышать, что звучит он довольно скудно и плоско. В отличии от него сторонние плагины (некоторые) дают более глубокий насыщенный звук. В этом дело.
      На данный момент остановил выбор на Valhalla Room, которую признают очень многие профи звукоинженеры, если почитать соотв. форумы... Купил.
  • Никита подскажи пожалуйста не совсем понятно зачем ты Хайхет сделал в моно?
Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм