Важная и необходимая стадия в пути по достижению кристально чистого звучания - это обязательная фильтрация. В этом уроке говорим о чистоте и разборчивости звучания, и пройдемся по всем каналам и основным подгруппам нашего трека и отэквализируем их.
Современное сведение электронной музыки требует многогранного подхода к процессу. Фильтрация – это удаление лишних составляющих в спектре инструмента или партии. По своей сути процесс похож на эквализацию, за тем лишь исключением, что не несет собой никаких творческих задач: фильтрация работает на чистоту звучания микса и его максимальную громкость, которую можно развить на этапе мастеринга. Это чисто техническая задача, результат которой можно объективно измерить (SPL после мастеринга) и по известным критериям оценить на слух.
При прослушивании отдельно звучащего хай хэта или клэпа, кажется, что их диапазон частот четко ограничен и лежит где-то в области ВЧ, никакой низкочастотной составляющей у него по определению быть не может. Действительно, на слух никакого саб-баса не слышно. Но стоит заглянуть в анализатор спектра:
Мы видим достаточно мощную низкочастотную составляющую. Заметить её на слух нельзя, но в сигнале она все-равно есть и имеет достаточно высокий уровень громкости, иной раз даже выше той части спектра, которую мы воспринимаем как полезный сигнал. Такая картина открывается во всех необработанных семплах: создатели саунд-банков подразумевают, что записанный ими материал будет обрабатываться самим музыкантом под его задачи и вмешиваться исходных вид семпла не стоит. Такой подход верен, так как позволяет сделать семпл универсальным для разных стилей, но часто музыканты просто забывают вырезать лишнее и наносят всему треку ущерб.
При сложении двух одинаковых сигналов их громкость увеличивается на 3 дБ. Проверить это можно самостоятельно, загрузив в пустой проект две дорожки с одинаковым звуком: сначала слушаем одну и смотрим выходной уровень на мастер-шине, потом подключаем вторую и убеждаемся, что громкость действительно увеличилась на 3 дБ.
Может показаться, что 3 дБ – это не так уж много и ими можно пренебречь. Но когда таких дорожек, как в проведенном эксперименте, становится не две, а двадцать, неслышимый гул на низких частотах дает о себе знать: прежде всего это мешает компрессии трека и доведению его до максимально возможной громкости. На этапе мастеринга самой громкой точкой окажется неслышимая область НЧ от нескольких неочищенных инструментов. Компрессор и прочие динамические обработки будут ориентироваться по ней и в итоге не смогут поднять уровень полезного сигнала, чтобы не допустить клиппирования на НЧ-составляющей.
Так из-за неотфильтрованных частот сужается динамический диапазон всего остального трека и его максимально возможная громкость. Появляется цифровой клиппинг там, где его не слышно на слух, но, тем не менее, это мешает добавить финальному миксу громкости.
Неслышимые НЧ плохо влияют на воспроизведение остального частотного диапазона. Хоть в саб басе и нет полезного сигнала, он достаточно громкий и динамик акустической системы будет пытаться его воспроизвести – бесцельно совершать колебания на нужных частотах. Как итог, страдает макродинамика и максимальная громкость воспроизводимых звуков: на воспроизведение НЧ уходит более 60% мощности усилителя, а учитывая, что в нашем случае эти НЧ являются пустышкой, динамик колеблется и расходует энергию усилителя просто так.
На слух это также заметно. Низкочастотная часть, в которой перемешивается полезный и бесполезный сигнал, становится менее пробивной, более замыленной. К примеру, если мы соединим хорошую бочку и несколько неочищенных хэтов и клэпов, получится некачественная бочка. Услышать этот эффект можно в видеоролике.
Этот урок расскажет об одном из этапов достижения чистого звучания – о фильтрации. На реальном примере показан процесс фильтрации каналов и групп в Ableton Live, объяснен смысл и задача конкретного фильтра и других обработок, хорошо проиллюстрирована заметная на слух разница до/после фильтрации.