Получи доступ в PRO.zwook со скидкой 10К с 22 по 30 апреля. Большой скидон в честь ДР проекта.
ПОДРОБНЕЕ

Как выявить проблемы с аранжировкой в треке?

Хорошую аранжировку слышно. Это обязательное условие крутого трека. И никакое сведение не спасет, если аранжировка плоха. Если кратко, то аранжировка — это наполненнсть трека "в моменте". Это вертикаль, в отличии от горизонтальной композиции. Хотя, в академической музыке аранжировкой называют представление музыки в новой форме, в современной музыке, кажется, этот термин получил значение другое. Мне кажется, что понятия аранжировка / оркестровка / инструментовка сейчас в большей степени объединились в умах людей до общего значения. Кстати, предлагаю этот вопрос так же обсудить в комментариях... 

Хорошую аранжировку приятно сводить. Это другой уровень: ощущения от сведения трека с грамотной аранжировкой такие, буд-то садишься за руль дорогого мотоцикла после старого, вечно требующего ремонта мопеда. Понимаешь, вот оно... 

В вопросах сведения я всегда возвращался к той идее, что хорошая аранжировка — это необходимое условие хорошего сведения и вообще звучания трека. Каким бы опытным не был мастер сведения, если ему дать трек со слабой аранжировкой, то никакие эффекты не помогут это полностью исправить. Поэтому звукорежессеры порой деляться советами, как мутировать треки и позволяют себе это делать, вмешиваясь в аранжировку. 

Почему аранжировка так сильно влияет на звучание и другие процессы продакшена? Да, собственно, потому что это именно то, что звучит одномоментно, кирпичики из которых музыка состоит. А наша жизнь — это один непрекращающийся момент "сейчас". 

Умение сделать хорошую аранжировку — это необходимый навык для создателя музыки. Существует множество приемов, которые один за другим можно внедрять в свое творчество, получая новый опыт. Но начать я бы хотел с распространенных ошибок аранжировки.

Забегая вперед, скажу, что недавно я записал мастер-класс с детальным разбором аранжировки трека SutRA - Весна в жанре Folktronica. На протяжении 90 минут я рассказываю как из черновика мы выростили очень прокаченный трек. Рекомендую! 

Слишком много элементов

Одна из самых банальных ошибок — перенасыщенная аранжировка. Симптомы такие: звуков у вас получилось много, все они для вас ценные, но эти десятки каналов не звучат так же мощно и круто, как 3-4 по-настоящему цепляющих звука из референса... и в этом проблема! Сведение хоть и может сделать взук чище, но полностью вопроса не решит. Меньше звуков проще контролировать и направить в одно русло. Обилие звуков соединить воедино на уровне аранжировки — очень непросто. 

Лечится эта проблема более критичным выбором звуков. Вы можете много экспериментировать с синтезаторами, эффектами и слоями, но в итоге придется отбросить массу вариантов ради лучшего. Обычно это так и происходит. Как огранка минерала или скульптуры. Эта тема встречается часто в разных уроках. Недавно была опубликована статья «Отсекаем лишнее».

Слишком скучно

Как правило скучно, когда в треке мало развития, мало новых элементов, слишком примитивные пространства и планы. На уровне аранжировки это проявляется, как её скудность. Частым примером будет случай, когда вам понравался барабанный луп, бас из библиотеки и вы растянули их на весь трек, даже не создав никакой динамики, никаких изменений.

Даже в монотонном техно, где кажется играет одинаковый луп вот уже 10 минут, все равно можно услышать микро-изменения, подмешивания слоев, которые медленно, но меняют картинку. Простые "смертные" это не услышат, но почувствуют. Лечится проблема добавлением автоматизаций и новых слоев, причем хорошим способом будет их создания из уже существующих аудио в проекте.

Мне нравится включать трек и срзу записывать где чувствуется необходимость изменений, новых элементов. Часто это здорово работает, когда вы отдохнули от звучания трека, над которым работаете. 

Рекомендую посмотреть видео по теме: Наполнение аранжировки, Наполнение трека

Пересечение диапазонов

Еще одна наиболее распространенная ошибка — это наличие сильных пересечений по высоте тона (нотам/частотам) уже на стадии аранжировки. Потом вы по 2-3 раза вырезаете эквалайзером ненужные частоты, пытаясь совладать с пересекающимися партиями, но звучание трека становится плоским и мутным...

Поэтому еще на стадии аранжировки надо учитывать диапазон частот, которые вы добавляете в трек и какие диапазоны уже в нем заняты и насколько. Я не предлагаю пользоваться  каждый раз спектроанализатором (хотя это может быть хорошей идеей в какой-то момент). Скорее, это делается на слух. Достаточно просто вовремя обратить внимание на то, в каком диапазоне вы заполняете трек, и как это влияет на существующий диапазон.

Допустим, вам нужно сделать Pad в трек, которые заполнит пустое вространство, а так же не будет конфликтовать с другими инструментами. Тогда вместо того, чтобы банально программировать аккорды с нижней нотой-тоникой, вы можете сделать обращения аккордам (видео) и подобрать наиболее подходящую позицию. Либо вообще оставить только одну ноту от всего аккорда. Часто это является прекрасным решением.

Таким образом, мы гибко наполняем аранжировку в зависимости от текущего состояния пространства в треке. Самый простой способ, на мой взгляд, это переход на октаву вниз/вверх. Будь то нота в аккорде или часть мелодии, когда вы слишите, что она пересекается с чем-то еще в треке — попробуйте перейти на октаву вверх или них. Это та же самая нота, но в другом регистре.  

Заполненность и пустота

Про Инь и Ян все слышали? Черное и белое. Противоположности. Между ними есть сильный контраст. И в музыке эту тему крайне важно учитывать. Какой бы прекрасной не была ваша насыщенная аранжировка, слушать такое больше 20-30 секунд становится порой невыносимо. Работая в танцевальной Trance музыке, где треки часто звучат довольно напористо, я понял простую вещь — если регулярно не давать слушателю "передохнуть", то каким бы крутым не был трек, он вскоре станет утомительным. 

Решение очень простое — сделали насыщенную часть (1-2 квадрата), дайте разрядку. Это как подъем по ступенькам, а потом скатывание по горке вниз. Просто проанализируйте хитовые треки и вы очень четко увидете, что они построены подобным образом. Порой не нужно изобретать велосипед. 

Ваши вопросы аранжировке в коменты!

Интересно услышать ваши вопросы по аранжировке:

  • Какие проблемы мешают?
  • Каких материалов не хватает?
  • Какие видите варианты изучения этой темы?

Сейчас нам интересно прокачать тему аранжировки на проекте. Вместе мы сможем быть полезными друг другу. 

 

 

2 комментария
Гость

Ваше сообщение отправлено

  • Очень большая проблема с созданием оранжировки прогрессив транс в части интро -> разгона -> дроп. Как грамотно делать этот разгон. Эффекты fx пэды. Вот не понятно. ну и самое ступорное - с чего начинать интро....самая большая проблема интро.....не знаю как начинать трек тупо все не нравится
  • Иногда получается так, что из "хука" растягиваю трек на 3 минуты, но потом идея кончается и треки забрасываются.
    Как мне кажется, мне бы помогли знания аранжировки, проработки идеи.

    Из статьи понравились слова, что аранжировка это вертикаль.
    Может ещё на этапе создания "хука", стоит и live режиме развить его по вертикали, и потом заниматься сведением хуков? Не знаю!
Гость

Ваше сообщение отправлено

Задай вопрос в Телеграм