Здесь мы показываем тебе способ, в котором можно использовать реверберацию на мелодиях или вокале, развернув аудио-файл задом наперед. При помощи такой техники, как обратная реверберация, получаются интересные нарастающие атмосферы и fx-звуки, которые можно использовать в треках любого стиля.
Развернутая или обратная реверберация – мощный прием звукового дизайна для создания SFX. С его помощью можно превратить обычный кик в эффектный крэш, импакт, райсер и прочие акцентирующие звуки, которые обычно ставят в самых эпичных и напряженных моментах композиции. Киношные взрывы и мультипликационные «вжухи» – итог креативного применения этого инструмента. В музыкальных аранжировках он используется для нагнетания, так называемого разгона, и импактов – ярких точек в определенных моментах, сбивок между партиями.
Основанные на обратной реверберации эффекты просты в создании и в чем-то даже очевидны, но при достаточно креативном подходе и комбинировании с другими приемами дают хороший результат. В коммерческой и кинематографической звукорежиссуре практически все SFX делаются на основе ревербераций. Их переворачивают по фазе, делают реверс, модулируют по высоте тона, чтобы в итоге получить уникальный и по-настоящему впечатляющий звук, который будет работать на атмосферу.
Особенность приема заключается в том, что для его реализации не нужно ничего, кроме любого аудиоредактора, любого ревербератора, и фантазии. Это простой инструмент, который в умелых руках открывает большие возможности.
Чтобы понять принцип, достаточно всего один раз проделать это в своей DAW. Подойдет любой резкий звук без выраженного затухания. Например, кик:
Изначально он имеет сухой и малоинтересный звук. Добавим ревербератор с длительностью затухания около секунды:
На этом этапе можно развернуть весь сэмпл целиком и получить эффект неплохой rise, а можно отделить от него реверберацию, если это позволяет сделать использованный плагин, и развернуть только её: тогда эффект будет более качественным, потому что перевернутый кик не всегда звучит органично.
Реверсирование в разных DAW делается по-разному. В итоге форма волны должно просто отразиться по горизонтали:
Получился эффект нарастания, он же rise и whoosh. Импакты создаются путем последовательного соединения развернутой и обычной реверберации и установки в месте стыка исходного звука:
Удалением начальной и конечной части сэмпла регулируется длительность импакта. В полученной после обрезки части желательно скомпрессировать вступление, чтобы усилить эффект. Таким образом из самого простого кика, используя самый простой ревербератор и бесплатную DAW, можно сделать впечатляющий «фирменный» эффект, который с легкостью применяется в электронной музыке.
Помимо музыки, этот подходит для создания атмосферных эффектов для кино, видео и игровой индустрии. Интершумы и эмбиенсы в фильмах и играх имеют такую же простую и при этом завораживающую природу создания, что и рассмотренный выше пример. Реверсированные фрагменты речи, поставленные перед обычными, и обработанные дополнительно в пространстве создают достаточно интересные эмоции у слушателя и зрителя. В значительной степени благодаря этому приему так эффектно звучит и так называемая трейлерная музыка, в которой хорошо прослеживаются структура обработок, где доминируют манипуляции с реверберационным хвостом.
Для получения других интересных эффектов на основе обратной реверберации нужно комбинировать техники сэмплирования, динамической и пространственной обработки, экспериментировать с наложением отражений друг на друга, разворачиванием определенных частотных полос с оставлением других в исходном виде и так далее.
Освежить приевшееся звучание может динамическая модуляция параметров – например, с помощью автоматизации можно плавно менять соотношение dry/wet у ревербератора с течением времени или вовсе использовать рандомизацию параметров в работе с эквалайзером или компрессором.