Сведение Электроники
  1. Введение в курс "Сведение Электроники"4 мин
  2. Сведение и мастеринг3 мин
  3. 4-х мерное сведение из курса "Сведение электроники"4 мин
  4. Немного о звукозаписи8 мин
  5. Как получить максимум от курса по сведению5 мин
  6. Зона комфорта6 мин
  7. Подготовка к сведению. Первые действия8 мин
  8. Сведение: template-проекты4 мин
  9. Сведение: перепросмотр6 мин
  10. Итоги главы 2 курса "Сведение Электроники"1 мин
  11. Громкость: начало3 мин
  12. Уровень мастер-канала3 мин
  13. Построение первичного баланса19 мин
  14. Построение первичного баланса (проверка)3 мин
  15. Построение баланса через розовый шум12 мин
  16. Итоги главы "Работа с громкостью"2 мин
  17. Панорамирование: начало10 мин
  18. Настройка панорамы11 мин
  19. Mid/Side составляющие3 мин
  20. Фаза в панорамировании7 мин
  21. Панорама синтезаторов5 мин
  22. Панорамирование пэдов и текстур3 мин
  23. Панорамирование перкуссии5 мин
  24. Эксперименты с панорамой4 мин
  25. Итоги главы "Панорамирование"2 мин
  26. Вертикаль: эквализация2 мин
  27. Эквалайзеры для сведения2 мин
  28. Частотные диапазоны и их особенности8 мин
  29. Упражнение на тренировку слуха5 мин
  30. Типы фильтров6 мин
  31. Обязательная фильтрация9 мин
  32. Советы по эквализации6 мин
  33. Маскировка и эквализация3 мин
  34. Относительная эквализация4 мин
  35. Эквализация бочки и баса9 мин
  36. Эквализация лид-партий7 мин
  37. Помещение в микс с помощью band-pass фильтра2 мин
  38. Эквализация тарелок2 мин
  39. Внедрение элементов в сложный микс3 мин
  40. Борьба с резонансными частотами3 мин
  41. Выделение "вкусных" частот6 мин
  42. Итоги главы "Эквализация"2 мин
  43. Компрессор в сведении9 мин
  44. Понимание компрессии7 мин
  45. Основные параметры компрессора14 мин
  46. Простой способ научиться работать с компрессорами11 мин
  47. Компрессия: работа с трансиентами5 мин
  48. Пример: компрессия баса6 мин
  49. Пример: компрессия лидов2 мин
  50. Компрессия подгруппы7 мин
  51. Side-chain компрессия9 мин
  52. Итоги главы "Компрессия"3 мин
  53. Помещаем звук в пространство4 мин
  54. Понимание реверберации. Основные параметры8 мин
  55. Send/Return обработка28 мин
  56. Реверберация: работа с планами13 мин
  57. Реверберация и панорама2 мин
  58. Реверберация и эквализация2 мин
  59. Итоги главы "Пространство: реверберация"2 мин
  60. Мертвый и живой миксы5 мин
  61. Способы оживления микса7 мин
  62. Динамика громкости12 мин
  63. Эквализация в движении18 мин
  64. Динамика объема6 мин
  65. Динамика панорамы4 мин
  66. Групповая обработка12 мин
  67. Утомляемость слуха и субъективное восприятие7 мин
  68. Пусть послушают другие2 мин
  69. Создание универсального звучания12 мин
  70. Сравнение с эталоном6 мин
  71. Хитрая проверка микса7 мин
  72. Рекомендованные материалы2 мин
  73. Напутствие1 мин
  74. Благодарности9 мин
Сведение Электроники
  1. Введение в курс "Сведение Электроники"4 мин
  2. Сведение и мастеринг3 мин
  3. 4-х мерное сведение из курса "Сведение электроники"4 мин
  4. Немного о звукозаписи8 мин
  5. Как получить максимум от курса по сведению5 мин
  6. Зона комфорта6 мин
  7. Подготовка к сведению. Первые действия8 мин
  8. Сведение: template-проекты4 мин
  9. Сведение: перепросмотр6 мин
  10. Итоги главы 2 курса "Сведение Электроники"1 мин
  11. Громкость: начало3 мин
  12. Уровень мастер-канала3 мин
  13. Построение первичного баланса19 мин
  14. Построение первичного баланса (проверка)3 мин
  15. Построение баланса через розовый шум12 мин
  16. Итоги главы "Работа с громкостью"2 мин
  17. Панорамирование: начало10 мин
  18. Настройка панорамы11 мин
  19. Mid/Side составляющие3 мин
  20. Фаза в панорамировании7 мин
  21. Панорама синтезаторов5 мин
  22. Панорамирование пэдов и текстур3 мин
  23. Панорамирование перкуссии5 мин
  24. Эксперименты с панорамой4 мин
  25. Итоги главы "Панорамирование"2 мин
  26. Вертикаль: эквализация2 мин
  27. Эквалайзеры для сведения2 мин
  28. Частотные диапазоны и их особенности8 мин
  29. Упражнение на тренировку слуха5 мин
  30. Типы фильтров6 мин
  31. Обязательная фильтрация9 мин
  32. Советы по эквализации6 мин
  33. Маскировка и эквализация3 мин
  34. Относительная эквализация4 мин
  35. Эквализация бочки и баса9 мин
  36. Эквализация лид-партий7 мин
  37. Помещение в микс с помощью band-pass фильтра2 мин
  38. Эквализация тарелок2 мин
  39. Внедрение элементов в сложный микс3 мин
  40. Борьба с резонансными частотами3 мин
  41. Выделение "вкусных" частот6 мин
  42. Итоги главы "Эквализация"2 мин
  43. Компрессор в сведении9 мин
  44. Понимание компрессии7 мин
  45. Основные параметры компрессора14 мин
  46. Простой способ научиться работать с компрессорами11 мин
  47. Компрессия: работа с трансиентами5 мин
  48. Пример: компрессия баса6 мин
  49. Пример: компрессия лидов2 мин
  50. Компрессия подгруппы7 мин
  51. Side-chain компрессия9 мин
  52. Итоги главы "Компрессия"3 мин
  53. Помещаем звук в пространство4 мин
  54. Понимание реверберации. Основные параметры8 мин
  55. Send/Return обработка28 мин
  56. Реверберация: работа с планами13 мин
  57. Реверберация и панорама2 мин
  58. Реверберация и эквализация2 мин
  59. Итоги главы "Пространство: реверберация"2 мин
  60. Мертвый и живой миксы5 мин
  61. Способы оживления микса7 мин
  62. Динамика громкости12 мин
  63. Эквализация в движении18 мин
  64. Динамика объема6 мин
  65. Динамика панорамы4 мин
  66. Групповая обработка12 мин
  67. Утомляемость слуха и субъективное восприятие7 мин
  68. Пусть послушают другие2 мин
  69. Создание универсального звучания12 мин
  70. Сравнение с эталоном6 мин
  71. Хитрая проверка микса7 мин
  72. Рекомендованные материалы2 мин
  73. Напутствие1 мин
  74. Благодарности9 мин

Side-chain компрессия

Возможно, вы уже слышали о сайдчейне (sidechain) как о технике раскачки микса, особенно в танцевальной электронной музыке, где так важен хороший грув. Но раскачка - художественная сторона сайдчейна, технически этот эффект применяется для решения конфликтов.

Этап аранжировки

Предположим, вам нравится, как звучит кик сам по себе, но он недостаточно “пробивает” микс. У вас нет запаса громкости, чтобы поднять кик. Если вы его поднимите, придется лимитировать микс так сильно, что он зазвучит ужасно или придется делать тише остальные элементы. Так что делать? Почему кик теряется в миксе, если он звучит нормально сам по себе?

Проблема в маскировке. Как говорилось в предыдущих статьях, если два инструмента занимают одно и то же пространство, вы не услышите оба инструмента. Термин этому - “маскировка”, звуки, перекрывающие друг друга.

Иногда нужно, чтобы звуки смешивались и играли вместе, но чаще хочется, чтобы отдельные элементы звучали отдельно. Кик определенно пробивается через микс вместо того, чтобы смешиваться с остальными звуками.

Кик занимает много места в частотном спектре:

  • Саб в области 20-60 Гц
  • "Тело" в районе 80-150 Гц
  • Некоторый «стук» в диапазоне 600 - 900 Гц
  • «Щелчок» или «атака» в диапазоне 3 - 5k
  • И даже некоторый «воздух» выше 5k

И это не говоря уже о дисторшене, когда образуются “песочные” гармоники выше каждого из этих регионов. Из этого следует, что кик содержит нужный контент в преобладающей части частотного спектра.

Таким образом, в миксе присутствует много инструментов, которые способны маскировать часть кика. Вокал или синтезаторы способны замаскировать его щелчок. Стук маскируется некоторыми нижними инструментами. И нижняя часть микса - ниже 150 Гц, маскируется басом.

Маскировка басом - неотложная проблема, потому что здесь лежит главный диапазон частот кика.

Что с этим делать?

Помните базовые методы борьбы с маскировкой:

  • Панорамируйте конфликтные части в отдельные направления
  • Оформите одну часть в фон с помощью реверберации и других техник
  • Перепишите конфликтующие части, чтобы они не играли одновременно
  • Переместите одну часть в другую область спектра (переписать инструмент в другой октаве, заменить сэмпл кика, воздействовать агрессивной Hi Pass или Low Pass эквализацией или комбинировать все вышеперечисленное).

По причинам, в которые не следует здесь вдаваться, панорамирование низкочастотных инструментов - плохая идея для чистого и громкого звучания микса. Использовать реверберацию на басе тоже идея не из лучших и она даже не сработает в этих целях (на позицию баса трудно повлиять, поэтому реверберация не удалит его на задний план).

В идеале, решение состоит в том, чтобы удары бочки и баса не звучали одновременно. А если они звучат одновременно, чтобы у них не было совпадающего гармонического контента. Пробуйте решать проблемы маскировки этими методами насколько это возможно - переписать партии, чтобы устранить ненужное перекрытие и воспользоваться эквалайзером, чтобы вырезать перекрывающий гармонический контент бочки и баса.

Но в некоторых миксах невозможно удалить маскировку между басом и бочкой. Вы захотите чтобы бочка и бас играли одновременно - иногда они круто звучат вместе.

Решение - Sidechain Компрессия

Идея sidechain компрессии заключается в том, что громкость баса уменьшается кратко, когда звучит удар бочки. Это приводит к подавлению громкости баса на время, достаточное для отчетливого звучания бочки. Так как бочка маскирует часть баса, вы не почувствуете пропажу на столь короткий промежуток времени.

Уменьшение громкости баса УМЕНЬШАЕТ маскировку, но не устраняет. Только отключение или агрессивная высокочастотная фильтрация баса устранит маскировку. Сайдчейн - компромиссное решение. Оно поможет достичь читаемости микса, не жертвуя музыкой и звуками над которыми вы так много работали. Как было написано выше, если вы подходите к выбору барабанных сэмплов и баса с умом, и записываете так, чтобы они не пересекались, потребуется легкого сайдчейна, чтобы бочка "прорывалась" через микс.

Как это сделать?

Настроить сайдчейн компрессию не сложно. Главное чтобы плагин поддерживал использование сайдчейна. Некоторые примеры таких плагинов: C1, RCompressor и H-Comp от Waves; Fabfilter Pro-C, и Native Instruments Vintage Compressor. Еще один бесплатный плагин с поддержкой сайдчейн - MDynamics plugin от Melda Production.

Сначала повесим компрессор на канал с басом. Затем переключим его в режим sidechain и выберем канал с киком в режиме pre-FX.

Начинайте с короткой атаки (10 ms), короткого релиза (50 ms) и достаточного ratio (5:1). Затем проиграйте часть композиции, где бас и кик играют вместе. Установите threshold так, чтобы получать 6 dB компрессии баса во время удара бочки.

Вы услышите компрессию, и бочка зазвучит свободней. Теперь, настраивайте компрессор по вкусу. Но, не забывайте об осторожности - легко переусердствовать с сайдчейном в первый раз. Иногда, для вкуса хватает щепотки.

Еще пара слов о сайдчейне

Применяйте легкую компрессию для натурального звучания. Если Sidechain-компрессия тонкая, бочка пробивается без ущерба звучанию баса.

Применяйте и грубую компрессию. Кроме эффекта освобождения бочки, сайдчейн окрашивает микс современным звучанием.

С сайдчейном трек звучит волнующе. Когда вы слышите громкую музыку (концерт или клуб), слух использует природное "лимитирование" для защиты. Это лимитирование срабатывает на громких частях, например на бочке. Sidechain-компрессия воссоздает этот эффект так, что прослушивая тихий микс, вам покажется, что вы слушаете громкую, экспрессивную музыку.

И еще кое-что...

Пример с басом и бочкой подходит для объяснения техники. На практике, применение эффекта ограничивается только фантазией. Sidechain-компрессия способна решать упомянутые проблемы сведения и мягко применяться на пэдах, группах, инструментах.
Благодаря нестандартному использованию нам доступны такие "секретные" приемы, как Скрытая накачка плотности и грува. Почему бы не "раскачать" микс реверберацией?

Еще один “секретный” прием - Sidechain сигнала с задержкой. С помощью этой техники мы разнообразим классический прием с басом и бочкой, добавив в него ритмические вариации, такие как свинг и грув. Нам понадобятся фиктивный канал и малая задержка.

Мы могли бы дублировать кик, повесить на него дилей с задержкой 70 ms, выключить аудиовыход и направить этот сигнал на синт. Это добавит "задержку атаки" компрессору или, в зависимости от дилея, заставит компрессор сжимать нетипичные интервалы. Представьте что будет, если использовать multi-tap delay для срабатывания компрессора!

Этот эффект подходит для сайдчейнинга хетов на снейры, пэдов на клэпы и вообще чего угодно.

“Призрачный” Sidechain - еще один прием, о котором стоит рассказать. Он называется так, потому что источник остается неслышимым в миксе.

Предположим, у вас играет длинный луп, состоящий из трех простых частей: кик, играющий первым тактом, малый барабан на третьем и синтезаторный бас, играющий длинную, устойчивую ноту во всем лупе. Само по себе это звучит скучно.

Здесь присутствует много вариантов для оживления партии с помощью обычного сайдчейна. Связка баса с бочкой положительно скажется на созвучии баса с малым барабаном. А если связать бас с малым барабаном, получится эффект раскачки барабаном в центре лупа.

Это полезные техники, но они не выходят за рамки банальности. Слушатель интуитивно поймет, как связаны элементы.

Вместо этого предлагаем поводить слушателя за нос, точнее сделать баланс в миксе менее очевидным с помощью сайдченинга "призрачных" элементов. Это несложно: добавьте канал с легким синтом и запишите тройку стаккато.

В конце настройте компрессор на басе, подав на вход "призрачный" канал, который вы только что сделали. И вот, бас "плавает", отвечая на грув записанной тройки. В лупе появляется неслыханный ранее ритм.

Этот трюк подходит для создания новых паттернов - экспериментируйте!

Попробуйте сайдчейн-компрессию в своем следующем миксе и она вам понравится. Задавайте вопросы об этой технике в комментариях и приводите в пример ваши любимые треки с "тяжелой" сайдчейн-компрессией!

0 комментариев
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено