Звуковой дизайн в электронной музыке

Звуковой дизайн в электронной музыке – основа уникального и цепляющего звучания, достичь которого через использование готовых семплов довольно трудно. Создание звуков с нуля упрощает процесс аранжировки, так как со своими семплами проще попасть в тональность и ритм трека, не нарушив при этом общую атмосферу.


Самостоятельно созданные звуки легче поддаются кастомизации, чем те, которые были позаимствованы из какой-то музыкальной библиотеки: можно заранее спроектировать будущий звук и дополнять или изменять его составляющие в любое время – это огромный простор для творческих экспериментов.


В случае с библиотеками, творческий процесс куда более трудный: декомпилировать семпл и разобрать его на составные части довольно сложно, сравнимо с удалением из готового отмастеренного трека вокала. Приходится либо довольствоваться имеющимися библиотеками, либо бесконечно покупать и коллекционировать терабайты различных «EDM Kick», «Trance Drones», «Chill Out Pads» и прочего, вместо того, чтобы один раз понять принцип создания звуков и в дальнейшем использовать его под задачу.


Звуки для саунд дизайна создаются хаотично. Во многих моментах процесс напоминает точно выверенный пошаговый алгоритм, но в действительности всё строится на фантазии и креативе музыканта, его способности применять имеющиеся знания в области звука и умении вовремя поставить в эксперименте точку. Здесь применяется синтез, многоразовый ресемплинг, лееринг (слоение) с подмешиванием нескольких, а иногда нескольких десятков, разных звуковых фактур на отдельных дорожках, креативная и часто иррациональная эквализация, питчинг, тайм стретчинг и прочее.


В этой статье мы расскажем о некоторых методиках создания уникальных звуков, наглядно продемонстрируем их принцип, и дадим ссылки на более подробные ролики с пошаговым разбором описанных методов, а также порекомендуем видеокурсы, которые имеет смысл посмотреть для углубления в тему sound design. Опытные музыканты, хорошо разбирающиеся в теме синтеза и ресемплинга, просто освежат свою базу знаний и получат представление о том, как можно комбинировать разные методики. Для новичков же изложенная в этой статье информация вполне может стать настоящим откровением и подтолкнуть к созданию своего звучания.


Лееринг (англ. Layer), или слоение


Независимо от того, какие саунд дизайн приемы были использованы, для сборки получившегося материала в единую картину нужен лееринг или попросту слоение. Это процесс создания общего звука из нескольких отдельных. Один подмешивается ко второму, потом их дополняет третий, и так далее – слоев может быть бесконечное множество.


Каждый слой выполняет свою функцию, добавляя к общему звучанию какую-то деталь или оттенок. Важно, чтобы слои согласовывались между и не перекрывали друг друга. Тональность, частотный диапазон и динамика слоев должны быть такими, чтобы в целом они давали гармоничный и однородный звук, который не будет создавать ощущения фрагментальности. В этом отношение слоение звука очень похоже на сведение трека в миниатюре: итоговый семпл – трек, а его слои – партии.


Попробовать технику можно с набором любых имеющихся семплов. Хорошей практикой будет попытка превратить три и более разных звуков в один многослойный, который будет звучать цельно. Взять атаку от одного звука, добавить в него НЧ от другого и так далее, до получения интересного результата.


Для склейки слоев применяются те же самые методики, что и при финальном сведении:

  •  Сайдчейн для работы с эффектом маскировки
    •  Эквализация для подчеркивания нужных слоев
    •  Динамическая обработка
    •  Многополосная компрессия


Эти моменты рассмотрены в бесплатном видеоролике «Основы сведения электронной музыки», информации из которого хватит для работы со слоями:


https://www.youtube.com/watch?v=bX9dMVtnsws


Склейка слоев – самая техническая задача, которую необходимо освоить. Она не является полностью технической и во многом творческая, но в некоторых моментах придется проявить усидчивость, чтобы заставить слои звучать однородно. Всё остальное в саунд-дизайне строится на чистом креативе и фантазии музыканта.

Детально процесс лееринга рассмотрен в 4-х часовом видеокурсе «Слоеный звук с Mindex»: создание многоуровнего баса, эффектов, мелодики и ритмов – весь курс посвящен процессу подбора и соединения разных фактур в одну общую.

Использование готовых семплов

Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки. В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем. При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.

Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.

Плагины и программы для саунд-дизайна

В саунд-дизайне применяется множество разных плагинов, но самые яркие их представители – решения от SoundToys, Sugar Bytes и AudioThings. Вряд ли найдется музыкант электронной и не только электронной сцены, который не слышал об EchoBoy или Looperator.  В нашей статье «6 необычных плагинов для крутого саунд-дизайна» ты найдешь самые сумасшедшие инструменты обработки.


Для более плавного вхождения в тему можно начать с использования специальных библиотек для сэмплера – чаще всего это Kontakt или его бесплатная версия Kontakt Player. Под него существуют оболочки, которые помогают дизайнить звук.


В таких библиотеках есть возможность подбирать тональность и редактировать некоторые составляющие будущего семпла: атаку, релиз, дикей, менять структуру семпла и другое, в зависимости от интерфейса конкретного продукта. Это менее гибкий подход, чем самостоятельный лееринг с нуля, но все же позволяет получить уникальный звук для дальнейшей обработки. Принцип хорошо проиллюстрирован в библиотеках по типу Whoosh Maschine (она бесплатная и работает под бесплатным Kontakt Player):


Подобные инструменты с легкостью применяются в электронной музыке для создания интересных SFX. Существует бесчисленное множество интерактивных библиотек под разные задачи:


Продвинутые оболочки под Kontakt, Reaktor и другие сэмплеры могут сочетать в себе несколько синтезаторов, ревербераторы, эквалайзеры, динамическую обработку, бинауральные/стерео процессоры и прочее-прочее. По сути своей, это собранные в одном месте инструменты, которые наиболее удобны и актуальны под свою задачу.

Применять их не гнушаются известные музыканты и композиторы не только из электронной, но и из кинематографической музыки: Hans Zimmer и другие. Значительная часть саундтреков, которые можно услышать в фильмах, были созданы с использованием сэмплеров и готовых библиотек для них.

Помимо библиотек, в дизайне саунда применяются продвинутые спектральные редакторы с дополнительными блоками на борту. Например, iZotope Iris 2:


Такие инструменты позволяют вытащить из обыденной живой фактуры, записанной на диктофон, нечто интересное для дальнейшей обработки. Саму обработку можно сделать прямо в интерфейсе Iris – это спектральный редактор, модульный синтезатор, сэмплер, фильтр и динамический процессор в одной оболочке. Концепция Iris 2 можно описать как урезанный iZotope RX с уклоном в саунд-дизайн. Подобное хорошо подходит для создания сюрреалистичных эффектов из обычных записей.

Чаще всего в создании звука применяются не семплеры и standalone-программы, а специальные плагины. Описанные выше продукты это скорее экзотика, чем распространенные решения. Плагины меньше нагружают систему и предлагают большую свободу обработки и универсальность: плагин можно применить к любому семплу или партии, в то время как вшитый в оболочку библиотеки функционал может работать только с ней.

Синтез

Это важнейшая часть саунд дизайна, которая нужна для точного и детального создания слоев для будущего звука. Только через его применение можно максимально тонко настроить нужное звучание. Конечно, для слоения можно использовать и готовые фактуры, но при таком подходе мы снова упираемся в рамки кем-то созданных звуков, по аналогии с готовыми семпл-паками.

Самостоятельный синтез позволяет детально точно и бесконечно кастомизируемо создавать каждый слой будущего семпла, не ограничивая себя ничем. Здесь нет рамок и правил, а возможности тонкой работы со звуком по-настоящему широки, кроме того, изменить уже сделанные шаги и вмешаться в звучание можно в любой момент – в этом огромное преимущество синтеза перед любыми другими методами. Еще сильнее потенциал синтезированных фактур раскрывается при комбинировании их с живыми записями, ресемплингом и другими приемами – сделанное в синтезаторе может стать любым слоем звука, в отличии от той же живой записи.



XFer Serum – популярнейший инструмент в электронной музыке. Это синтезатор таблично-волнового типа, имеющий логичный и дружелюбный интерфейс с относительно низким порогом вхождения. Под него существует много пресет-паков, на которых удобно тренироваться. Serum не является самым сложным и функциональным синтезатором, но начинать следует именно с него. Переход на более мощные инструменты должен происходить тогда, когда предыдущие уже не устраивают или их возможности не соответствуют задачам. С Serum у новичка это произойдет не скоро.

На портале есть подробный видеокурс по синтезатору: «XFer Serum: видеоинструкция»


Ознакомиться с основами синтеза можно в специальном материале. Этот материал рассказывает об общих моментах работы в разных синтезаторах и о том, как быстро переходить с одного инструмента на другой. Осцилляторы, ручки, графики и огибающие – не такая сложная тема, какой она кажется новичкам.

Использование живых фактур

Это область, в которой переплетается музыка и полевые записи. Применение записей бытовых предметов в музыке практикуется давно, еще в альбомах Pink Floyd и их современников можно услышать различные шумы улицы, звуки падающих монеток, колокола и прочее-прочее – тогда на это смотрели достаточно открыто и легко применяли.

Поиск нужной живой фактуры выглядит примерно так:



Это увлекательный процесс, не требующий особенно дорогого оборудования. Начать можно с любого девайса, который умеет записывать звук: смартфон, видеокамера, простейший микрофон – в контексте электронной музыки, учитывая, что полученный звук будет множественно обработан и утоплен в микс, о сверхвысоком качестве записи можно не беспокоиться.

Если применение живых фактур покажется интересным занятием, можно расширить свой набор инструментов до портативного рекордера и одного или нескольких микрофонов. Для записи материала под SFX крайне желательно обзавестись контактным микрофоном – это может быть простейший пьезоэлемент за 100 рублей и самодельный предусилитель – такой микрофон позволяет записывать вибрацию предметов и в дальнейшем подмешивать её к акустическому сигналу с основного микрофона. Вибрация даст особенные низкие частоты, которых не получится записать привычным акустическим методом.


Живые фактуры особенно хорошо применять в виде слоев для SFX. Записанные вживую фактуры легко сводятся с синтетическими, так как последние имеют узкий частотный спектр, которые еще и заранее известен и может корректироваться в любой момент в синтезаторе.

Старое видео Никиты Дримсталкера из 2011 года, которое хорошо показывает простоту поиска звука вокруг себя:

https://www.youtube.com/watch?v=21M8G3sycsc

Источником вдохновения или даже готовым материалом для вставки в трек может стать любой бытовой предмет, интересного звучания которого обычно не получается заметить в повседневной жизни.

Что посмотреть и почитать на тему звукового дизайна

В материалах сайта есть довольно много уроков по саунд-дизайну:


Из данных видеоуроков и статей можно почерпнуть много приемов, которые легко применяются не только по своему прямому назначению, но и подходят для экспериментов со звуков.

Как же все-таки получить тот самый звук?

Саунд дизайн – это процесс, в котором нужно много экспериментировать. Не бойтесь подмешивать к синтезированным фактурам живые записи с микрофона, потом ресемплировать получившееся, растягивать во времени, питчить, автоматизировать параметры, и сверху обрабатывать ревербератором – в этом состоит суть поиска нужного звучания.

Важно быть увлеченным. Каждая новая обработка должна применяться с живым и неподдельным интересом, а выход с диктофоном на улицу приносить удовольствие.

Нельзя зацикливаться на каком-то одном плагине или инструменте. Мнение о том, что покупка очередного плагина обязательно подарит нужное звучание, ошибочно. Цепочки обработок нужно придумывать самостоятельно и подходить к этому процессу с долей азарта, быть готовым остановиться после 100 шагов и начать заново, а также не лениться изучать и внедрять новые техники работы со звуком. Такой подход обязательно даст положительный результат.

2 комментария
Гость

Ваше сообщение отправлено

Гость

Ваше сообщение отправлено