Чаще всего в электронной музыке присутствует именно частотная динамика, в основном этим приемом пользуются в художественных целях. Динамическая эквализация на этапе сведения - еще один способ добавить немного разнообразия и живости в трек. Пусть это будет неочевидная динамика, но дополнительное дыхание композиции станет еще одной мелочью, которая формирует классное звучание. В этом видео мы дадим практические советы по динамической эквализации, расскажем, как правильно осуществить данную технику и покажем это на примере.
В этой статье речь пойдет о частотной составляющей трека и манипуляциями над частотами. Мы расскажем, как добиться интересного звучания и разнообразить микс, руководствуясь техниками фильтрации частот.
Новичкам полезно начать с амплитудно-частотного диапазона. В нем расположена звуковая информация микса. С правильным расположением элементов в частотном диапазоне звучание становится чище.
Кроме расположения по частотам, для инструментов важно и соотношение громкости. Ведь инструменты в миксе не звучат одинаково громко. Дело в том, что верхние частоты звучат тише остальных. Громкость этих частот никак не сказывается на читаемости. Это не единственный аспект работы с частотами, затрагивающий громкость. Кроме технических аспектов, мы рассмотрим художественную роль динамической эквализации в электронной музыке. Интересные технические детали вы найдете в уроке по эквализации бочки и баса.
Динамическая эквализация - это способ решить проблемы сведения и разнообразить микс. Элементы сочетаются друг с другом бесконфликтно благодаря динамике частот. Трек приобретает частотную динамику современного звучания электронной музыки.
Фактически, мы не просто эквализируем какую-то дорожку в соответствии с правилами сведения, а постоянно изменяем этот параметр с развитием трека при помощи автоматизации. Партия конфликтует на нижней середине с другим лидом? Отрезаем конфликтующие частоты. Но если затем она выходит в самостоятельное путешествие, фильтр можно снова открыть, чтобы насладиться тембром в полном спектре. Таким образом, меняя частотную составляющую, мы вносим практически незаметные изменения в трек, которые, тем не менее, влияют на чистоту микса и его художественную составляющую.
С частотной динамикой мы сталкиваемся уже на стадии создания трека, когда автоматизируем LFO на фильтры синтезатора. Звук приобретает необходимые градиенты и уже не звучит в одной частотной плоскости. Эквалайзеры выступают в этой роли благодаря автоматизации в секвенсоре.
Давайте разберем влияние фильтров на положение инструмента в миксе.
Low-pass срезает верхние частоты, оставляя нижние. В результате, инструмент удаляется и становится менее выраженным. Слух устроен так, что чем дальше источник звука, тем меньше верхних частот мы улавливаем. Поэтому звук, обработанный low-pass фильтром, звучит отдаленно. Это полезно для создания спокойных переходов в треке.
High-pass срезает нижние частоты. Автоматизация этого фильтра полезна для пэдов и синтезаторов. Пэд звучит на нижних, средних и верхних частотах, но мы не лишаем звук этого богатства. Статическая эквализация здесь проигрывает динамической. В этом случае мы временно лишаем пэд основы в нижней середине, но что важно, не теряем пэд в миксе. Происходит это потому, что он сохраняет верхние частоты.
Notch - полезный фильтр для динамической эквализации. Он вырезает диапазон частот, иногда применяется в художественных целях. Полезно использовать notch при решении конфликтов, чтобы временно вырезать выпирающие частоты в сигнале и выровнить АЧХ инструмента.
При динамической эквализации партий учитывайте взаимодействие инструментов между собой, в контексте аранжировки. Фильтруя инструмент, освобождайте частоты под другой. Используя динамическую эквализацию исключительно в художественных целях, помните, что инструмент рискует остаться обособленным при такой фильтрации. Важно заполнять спектр грамотно, избегая явных пробелов и пустот в АЧХ. При таком подходе элементы дополняют друг друга и звучат органично.
Подробней о частотной составляющей вы узнаете из урока об эквализации трека.
Трип-хоп давно прогремел шероховатым звучанием на сцене электронной музыки, но отголоски до сих пор слышны в студиях. Так динамическая эквализация барабанных семплов помогла создать жанр, популярный уже не одну декаду лет. Но прежде, чем вы воспримете эту информацию как руководство к действию, рассмотрим динамическую эквализацию барабанных семплов.
Стоит сказать, что здесь действуют те же законы, хотя и с некоторыми нюансами. Мы совмещаем две ритмически связанных партии ударных техникой наслоения (layering). Если один бит прямой, а другой со свингом, то объединяя и отрезая параллельные частоты, мы получим оригинальный бит. Добавьте туда треска винила и щепотку сатурации, и уши останутся довольны.
В трип-хопе встречаются моменты когда биты звучат неоднородно. Они как бы “плавают” по спектру, приглушаясь и раскрываясь. Этого эффекта несложно добиться эквалайзером или специальными утилитами наподобие LFOTool. Нужна динамическая эквализация и чувство ритма. Low-pass фильтром воздействуют на хэты. Применение фильтра ограничивается только фантазией.
Напоследок, еще один рецепт: динамической эквализации лучше подвергать второстепенные инструменты, это же касается и ритм-секции. Дело в том, что чрезмерное увлечение частотной динамикой "размазывает" звучание трека. Здесь важно не забывать аранжировку и роль каждого конкретного инструмента.